вторник, 6 августа 2019 г.

Новый ФГОС НОО (2019 г)

Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели и гости блога! В 2019 году нас ждут изменения в ФГОС НОО. Что будет нового? К чему готовиться учителям?
Изучила документы, которые я нашла в электронном приложении "Справочник заместителя директора школы", сделала выводы. Конечно я выбрала для себя только то, что касается начальной школы. Основное звено не "трогала".
Нам предлагают ПРОЕКТ ФГОС НОО, обсуждение его прошло в апреле. Сейчас ждут принятия.

Главные отличия обновлённого ФГОС НОО:
1. Конкретизированы требования к предметным результатам по годам обучения для промежуточной аттестации;
2.Появились предметы, на которых можно реализовывать модульное обучение (при этом школа сама решает, когда реализовывать модуль);
3. Обновили личностные и метапредметные результаты.
Предметы, для которых прописали требования к образовательным результатам по годам обучения.
1. Русский язык
2. Математика
3. Окружающий мир
4. Литературное чтение
5. Иностранный язык.
Изучила эти документы. Скажу сразу, стало понятно чему я должна научить ребёнка в 1 классе по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру.
Приведу пример (думаю права не нарушу?)


Предметные результаты изучения
учебного предмета «Математика»
Первый год обучения
Какие умения нужно сформировать:
– Читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 20;
– Пересчитывать различные объекты, устанавливать порядковый номер объекта;
– Производить счет двойками, пятерками; осуществлять разбиение четного числа в пределах 20 пополам;
– Находить числа, большие/меньшие данного числа на заданное число, выполнять разностное сравнение чисел;
– Выполнять арифметические действия сложения и вычитания, в том числе с применением переместительного свойства сложения (в пределах 20 — устно и письменно);
– Называть и различать компоненты и результаты действий сложения (слагаемые, сумма) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность); знать взаимосвязь компонентов и результатов действий сложения и вычитания;
– Знать и понимать переместительное свойство сложения;
– Находить неизвестный компонент сложения;
– Решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание: выделять условие и требование (вопрос), устанавливать зависимости между данными и искомой величиной, моделировать условие и решение (используя предметную модель, рисунок), записывать решение (в виде арифметического действия) и ответ;
– Сравнивать объекты по длине, устанавливая между ними соотношение длиннее/короче (выше/ниже, шире/уже); выполнять разностное сравнение длин (больше/меньше на);
– Знать и использовать единицы длины: сантиметр, дециметр и соотношение между ними;
– Выполнять измерение длин реальных объектов с помощью линейки, сравнивать длины реальных объектов с помощью некоторой мерки;
– Различать, называть геометрические фигуры: точку, прямую, отрезок, треугольник, прямоугольник (квадрат), круг; куб и шар;
– Устанавливать между объектами соотношения: слева/справа, дальше/ближе, между, перед/за, над/под; различать право и лево с точки зрения другого человека, понимать связь между объектом и его отражением;
– На нелинованной бумаге – изображать от руки и с помощью инструментов треугольник, многоугольник, круг, чертить отрезок заданной длины; на клетчатой бумаге – чертить квадрат, копировать изображения, составленные из точек и отрезков;
– Распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) элементарные логические высказывания;
– Группировать (классифицировать) объекты по заданному признаку; находить и называть примеры закономерностей в ряду объектов повседневной жизни;
– Различать строки и столбцы таблицы, вносить данное в ячейку таблицы, извлекать данное из таблицы;
– Дополнять рисунок, схему числовыми данными;
– Выполнять простейшие алгоритмы, связанные с вычислениями, измерением длины, построением геометрических фигур.

Так по каждому классу и предмету. Согласитесь удобно?
С такими требования легче составлять КИМы. Видно, какие упражнения нужно включить в контрольную работу, чтобы проверить умения обучающихся.
По русскому языку для себя сразу сделал таблицу. Мне лично не хватало этих цифр. В прошлых стандартах были прописаны не по всем классам.

Русский язык
Класс
Списывание
Изложения
Диктанты
Речь
1 класс
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, текст объемом не более 20 слов
-
писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения из 3–5 слов, тексты объемом не более 20 слов, правописание которых не расходится с произношением.

устно составлять текст из 2–4 предложений по сюжетным картинкам и наблюдениям
2 класс
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, текст объемом не более 40 слов
писать подробное изложение (по вопросам) повествовательного текста (20–30 слов)
писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объемом не более 45 слов с учетом изученных правил правописания
строить устное монологическое высказывание (2–4 предложения на определенную тему, по наблюдениям)
3 класс
правильно списывать слова, предложения, текст объемом не более 65 слов
писать подробное изложение по заданному или коллективно составленному плану (40-50 слов)
писать под диктовку текст объемом не более 60 слов с учетом изученных правил правописания
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3–5 предложений на определенную тему, по наблюдениям);
– создавать небольшие устные и письменные тексты (2–4 предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета
4 класс
правильно списывать текст объемом не более 80 слов
писать подробное изложение (50–60 слов)
писать под диктовку тексты объемом не более 80 слов с учетом изученных правил правописания
создавать небольшие устные и письменные тексты (3–5 предложений) для конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки, объявления);
– строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4–6 предложений), соблюдая нормы русского литературного языка в собственной речи (в объеме изученного), оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;
Литературное чтение.
Технику чтения мы проверяем по этим требованиям. Темп чтения не оценивали, так и конкретных норм не было. Мы пользовались нормами, которые приняли на районном МО учителей начальных классов. В обновлённом ФГОС НОО даны нормы темпа, способа чтения, подробно прописаны требования к литературному чтению обучающихся по классам.
Приведу пример:


Предметные результаты изучения
учебного предмета «Литературное чтение»
Первый год обучения
Какие умения нужно сформировать:
– Читать вслух (использовать слоговое плавное чтение с переходом на чтение словами без пропусков и перестановок букв и слогов) в темпе не менее 20 слов в минуту (без отметочного оценивания), читать осознанно, с соблюдением орфоэпических и интонационных норм (в том числе при чтении наизусть);
– Понимать содержание прослушанного/прочитанного текста;
– Различать и называть отдельные жанры фольклора (потешки, считалки, загадки, народные сказки) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения);
– Определять последовательность событий в произведении; характеризовать поступки героя, давать им положительную или отрицательную оценку; различать прозаическую и стихотворную речь; осознанно применять изученные литературные понятия для беседы о произведении;
– Отвечать на вопросы о впечатлении от произведения или составлять высказывание о содержании произведения (не менее 2 предложений); подтверждать ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведения;
– Пересказывать содержание произведения с соблюдением последовательности событий, с опорой на предложенные ключевые слова, вопросы, рисунки, предложенный план; сочинять небольшие тесты по предложенному началу;
Ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, иллюстрациям;
– Объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря.
Для себя составила таблицу.


Темп и способ чтения по классам. 
Класс
Темп и способ чтения
1 класс
Читать вслух (использовать слоговое плавное чтение с переходом на чтение словами без пропусков и перестановок букв и слогов) в темпе не менее 20 слов в минуту (без отметочного оценивания)
2 класс
Читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов в темпе не менее 40 слов в минуту (без отметочного оценивания)
3 класс
Читать осознанно про себя и вслух целыми словами с переходом на чтение группами слов без пропусков и перестановок букв и слогов в темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания)
4 класс
Читать осознанно про себя, используя технику автоматизированного чтения, и вслух группами слов без пропусков и перестановок букв и слогов, в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания)


***
После принятия документов в ОО необходимо будет переделать ООП и рабочие программы для НОО с учётом новых требований  к предметным результатам. 

На данный момент в обновлённом ФГОС нет требований к результатам по годам обучения для трёх предметов в начальной школе: родной язык, литературное чтение на родном языке и ОРКСЭ. Школьники изучают эти предметы и проходят аттестацию по ним, так как они входят в перечень образовательных предметов. 
Требования к результатам 4 предметов разбили не по годам, а разделили на тематические модули. Это предметы: изобразительное искусство, технология, музыка, физическая культура. 

Что нового в УУД? 
Личностные результаты. Главное чему нужно научить школьников - оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей в соответствии с морально-этическими ценностями (интересно, они будут прописаны?). 
Примеры личностных результатов учеников начальной школы.




Новый перечень УУД начальной школы

  • Познавательные 
  • Регулятивные 
  • Коммуникативные 
  • Умение работать с информацией (нов.)
  • Умение участвовать в совместной деятельности (нов.)

В ООП НОО необходимо будет внести ещё изменения:
1. Будет одна новая Программа воспитания вместо двух старых - Программы духовно-нравственного развития и воспитания и Программы формирования экологической культуры и ЗОЖ. 
2. Новая Программа воспитания должна быть составлена с учётом новых требований к личностным образовательным результатам школьников. 

В обновлённом ФГОС НОО необходимо будет оценивать метапредметные результаты на промежуточной аттестации (не реже чем раз в год).  Но снова проблема - нет разбивки метапредметных результатов по годам освоения ООП . Школе необходимо создать рабочую группу педагогов, которые и займутся этой работой. Но я так поняла, что можно обратиться за помощью и в региональные центры оценки качества образования. 
Метапредметные результаты - это проектная деятельность, способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи. Как это оценивать? Разбивать? Вот и работки нам подкинут. 

6 комментариев:

  1. Здравствуйте, Ольга Александровна!
    Вы уже соскучились по работе! Новый ФГОС... Вроде, все толково и правильно. В общем, мы так и работаем. Все знакомо. А новшества... Ну, что ж, принимаем! Время покажет!
    Спасибо Вам за информацию!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна Николаевна! По работе я скучаю, особенно по своим пчёлкам) Некоторых за лето не видела. Интересно, какие они стали?
      Да и мы так и работаем. Только прошли проверку, все документы довели "до ума", КИМы составили, а сейчас опять вносить изменения. Пугают метапредметные результаты, как правильно всё сделать?
      Не хватает в обновлённом ФГОС норм оценивания различных видов работ. Пользуемся ещё документом 1993 г. Принимали свой документ на районном МО. Но хочется конкретики от Министерства Просвещения.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ольга Александровна, Вы уже в работе? А я всё никак не заставлю себя, хотя мысли уже роятся. Спасибо за обзор. Ждём новой работы))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Владимировна! В работе) Готовлюсь к районному МО учителей начальных классов.Разбираюсь с обновленными ФГОС, с ЕФОМами, новой аттестацией.

      Удалить
  3. Мы уже тоже знакомимся и изучаем. Вы правы, Ольга Александровна, удобно. Но вот в среднем звене таких отзывов от коллег еще не слышала. Пока только активизировались учителя начальных классов

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Мне кажется, что начальные классы дольше работают по ФГОС, они с "кухней" стандартов знакомы лучше), а вот учителя среднего звена ещё не привыкли к новым ФГОС, а уже обновление)

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!

Друзья! В комментарий можно вставить картинку, чтобы это сделать, используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...