среда, 30 марта 2016 г.

Работа в тетрадях с дополнительной косой линией в 1 классе (из опыта работы)

Здравствуйте, дорогие читатели и гости блога! В прошлом году меня заинтересовали публикации Самойловой Надежды Александровна, в которых она делилась с коллегами опытом работы в тетрадях с дополнительной косой линией. Внимательно читала и изучала её рекомендации, анализировала и подумала: почему бы и мне не попробовать работать с первоклассниками в таких тетрадях? 
На родительском собрании рекомендовала купить для детей тетради. Скажу честно, было много вопросов, но они решались.

Что было сделано до прихода 1 класса в школу?
1. Приобретены тетради, прописи (нужны ли они? размышления позже), разлинована классная доска (сделала это маркером)
2. Пропись №1"Рисуй, думай, рассказывай".
   В подготовительный  периода 
- учились правильно сидеть при письме, 
- учились ориентировке в тетради: рабочая строка; образец, центр листа, слева, справа, "домик" буквы (в новых тетрадях).
- учились правильно держать карандаш. Пока изучали буквы, писали карандашом. Скажу честно, в классе всего одна ученица держала карандаш, а сейчас ручку правильно. Помогла Надежда Александровна с казачатами. Они прислали нам  один  карандаш с насечками, которые достался Ксении, благодаря ему девочка правильно держит и ручку сейчас.


Совет: рекомендую пользоваться данными карандашами при обучении учащихся письму. 
- Пропись №1 в основном содержит материал на развитие речи и мелкой моторики учащихся. Поэтому первые уроки работали в ней, а в маленьких тетрадях с дополнительной косой линией (ДКЛ) прописывала элементы букв. 
- Здесь же мы учились их называть правильно: овал, полуовал,  прямая наклонная линия с закруглением внизу, вверху, прямая наклонная линия с петелькой внизу - вверху и т.д.
- писали элементы под счёт: прямая наклонная линия - раз, закругление - и
- учились делать самооценку выполненной работы: зелёный кружок на полях - все было понятно, с работой справился легко; жёлтый кружок - были затруднения; красный круг - нужна помощь!
3. Прописи №2 и 3 "Мой алфавит" 
Букварный период
Начали изучать буквы: с ежедневным диктантом, подробным проговариванием и показом написания букв строчных,  прописных, соединений букв. 
Договорились с ребятами, чтобы лучше запомнить буквы будем писать диктанты. Для этого в рабочей строке ставим красный треугольник.
- Напишите заглавную букву А, строчную букву У и т.д. 
- Возьмите красный (любой) карандаш, давайте проверим работу. (на доске прописываю диктант сама, учащиеся проверяют и исправляют ошибки), можно использовать взаимопроверку (поработайте сегодня учителями)
- Оцените свою работу (на полях ставят самооценку)
- обращаю внимание на соединение букв: оно может быть верхним и нижним, с дополнительной линией или "волна".
соединение с дополнительной линией

соединение "волна"

-  Дальше пошли слоги, слова, предложения. Ежедневный  диктант с обязательной проверкой по образцу учителя и самооценка. 
- Очень ребятам нравятся загадки о звуках.
- Ребята, я загадала звук: он согласный, звонкий, парный, может быть и твёрдый, и мягкий.
Под это описание подходят несколько звуков. Пусть все ребята угадают!
- Этот звук согласный, он звонкий, непарный, всегда мягкий. 
- Этот звук гласный, он может обозначать мягкость согласного звука и т.д. 




- всё пишем в тетрадях с ДКЛ, учащимся прописываю только новые буквы (строчную и прописную) и варианты соединений, чтобы подробно проанализировать написания. Остальные задания списываем из прописи (использую как учебник)
- в прописях работаем со схемами и над развитием речи.
4. Пропись №4 "Пишу красиво" (используем вместо учебника)
Все буквы изучили. Переходим на письмо шариковой ручкой. Вначале было сложно.
- работаем над правилом переноса слов (это сейчас ребята уже научились подсчитывать оставшиеся "домики" на рабочей строке, сначала были проблемы: КАК?

Странички работ учащихся. Не скажу, что всё у нас получается, но ребята стараются. Видят свои ошибки в написании букв, соединений, уже и орфографические ошибки находят с улыбкой, требую писать без исправлений.
 Этот ученик был в санатории, пришлось учить вновь.








Нужны ли прописи? Затрудняюсь ответить на этот вопрос. Если  работать без них, пришлось бы очень много прописывать самой, а здесь и образец, и задание. К тому же, в каникулы разрешаю ребятам обводить всё, что написано в прописях, чтобы тренировали руку. 
Сказать, что все получается не могу, но скажу,  ребята видят элементы букв, видят соединения. Планирую работать в тетрадях с ДКЛ весь 2 класс. Вот здесь уже будем отрабатывать навыки каллиграфии и посмотрим, что у нас получится.


13 комментариев:

  1. Главное, очень захотеть!!! Спасибо, Ольга Александровна, что поделились и своим опытом работы. Пусть и дальше все у ребят получается

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Давно хотела рассказать, что у меня получается, над чем нужно работать. До идеала нам ещё долго, да и индивидуальные особенности некоторых детей не позволят им писать каллиграфически правильно, теперь ещё и над орфографией надо работать :))

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ольга Александровна!
    А я и не знала, что сегодня используют такие тетради с косой линией.
    Спасибо за обмен опытом! Мне как начинающему логопеду интересно смотреть на работы детей, дисграфия (и дислексия) - большая проблема, слава Богу, что это можно вовремя исправить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ух, Светлана Николаевна, по больному Вы меня :)) Из пятерых первоклассников помощь логопеда нужна всем!!!!! Но у нас на селе его НЕТ:( Вот и бьюсь сама как могу: с кем на переменах проговариваю слова, слоги или прямо на уроке заставляю повторить правильно, подбираю в интернете упражнения для ребят. Не скрою радости, некоторые начинают говорить чище, но... если бы специалисты с ребятами поработали, да и дома желание было, опять же но....Когда пришла работать в школу, то в классе был 1 или 2 ученика, которым требовалась помощь логопеда, а сейчас наоборот, из класса 1-2 не требуется :(( Нам бы специалистов!!!

      Удалить
    2. Представляю, Ольга Александровна, какая на Вас нагрузка...

      Удалить
    3. Да я не жалуюсь, Светлана Николаевна! Почитаем, спросим, узнаем, научимся, справимся!

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ольга Александровна!
    Интересно было познакомиться с Вашим опытом. Я пользуюсь карандашом уже давно, работаем им где-то до декабря, затем перевожу деток с "готовой рукой"на ручку. Убеждена, что прописи на начальном периоде обучения нужны, важны помогают. Самое главное подобрать правильные,грамотные прописи. Я использую прописи Нечаевой и её же Азбуку (система Занкова).
    Понравилось самооценивание. Я своих ещё прошу "самых раскрасавиц" в рамочку обвести.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Вот и я поняла- какая хорошая вещь - карандаш с насечками :)) От прописей боялась отказываться полностью, тем более, что они у нас как раз к нашей Азбуке. Пригодились, поэтому и сообщение писала, как шла работа в прописях и в тетрадях с ДКЛ.
      А мы ! ставили :)) Но здесь этих страничек почему-то не оказалось :(

      Удалить
  4. Ольга Александровна, я просто преклоняюсь перед профессионализмом педагогов начальных классов - как же это непросто вот так кропотливо "буквы разные писать тонким перышком в тетрадь"!
    А мастер-класс Надежды Александровны до сих пор отлично помню!)) Способных и трудолюбивых Вам учеников!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Ольга Анатольевна! Надежде Александровне спасибо! Она многое разъясняет, помогает! Не скажу, что ребята пишут АХ! Но если сравнивать с другими наборами, то эти стараются :))

      Удалить
  5. Здравствуйте, Ольга Александровна!
    Тяжело, медленно, но зато как результативно!!! Это прекрасный урок всем нам: получается у тебя - научи остальных! Пусть у ребят будут самые красивые почерки на свете!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Лилия Павловна! Вот бы Ваше пожелание сбылось!!! :) Очень хочется, чтобы ребята красиво и грамотно писали. Но для этого необходимо трудиться. Смотрела работы учащихся Надежды Александровна, нам есть к чему стремиться... Многие скажут, ну зачем это? В век компьютерных технологий? Да, просто для себя, а для меня, чтобы проверять тетради было легче :))

      Удалить
  6. Почему-то в свое время пропустила это сообщение... Теперь прочитала. Интересно вернуться в первый класс... Мы тоже сейчас все пишем и пишем...

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!

Друзья! В комментарий можно вставить картинку, чтобы это сделать, используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...