среда, 30 марта 2016 г.

Работа в тетрадях с дополнительной косой линией в 1 классе (из опыта работы)

Здравствуйте, дорогие читатели и гости блога! В прошлом году меня заинтересовали публикации Самойловой Надежды Александровна, в которых она делилась с коллегами опытом работы в тетрадях с дополнительной косой линией. Внимательно читала и изучала её рекомендации, анализировала и подумала: почему бы и мне не попробовать работать с первоклассниками в таких тетрадях? 
На родительском собрании рекомендовала купить для детей тетради. Скажу честно, было много вопросов, но они решались.

Что было сделано до прихода 1 класса в школу?
1. Приобретены тетради, прописи (нужны ли они? размышления позже), разлинована классная доска (сделала это маркером)
2. Пропись №1"Рисуй, думай, рассказывай".
   В подготовительный  периода 
- учились правильно сидеть при письме, 
- учились ориентировке в тетради: рабочая строка; образец, центр листа, слева, справа, "домик" буквы (в новых тетрадях).
- учились правильно держать карандаш. Пока изучали буквы, писали карандашом. Скажу честно, в классе всего одна ученица держала карандаш, а сейчас ручку правильно. Помогла Надежда Александровна с казачатами. Они прислали нам  один  карандаш с насечками, которые достался Ксении, благодаря ему девочка правильно держит и ручку сейчас.


Совет: рекомендую пользоваться данными карандашами при обучении учащихся письму. 
- Пропись №1 в основном содержит материал на развитие речи и мелкой моторики учащихся. Поэтому первые уроки работали в ней, а в маленьких тетрадях с дополнительной косой линией (ДКЛ) прописывала элементы букв. 
- Здесь же мы учились их называть правильно: овал, полуовал,  прямая наклонная линия с закруглением внизу, вверху, прямая наклонная линия с петелькой внизу - вверху и т.д.
- писали элементы под счёт: прямая наклонная линия - раз, закругление - и
- учились делать самооценку выполненной работы: зелёный кружок на полях - все было понятно, с работой справился легко; жёлтый кружок - были затруднения; красный круг - нужна помощь!
3. Прописи №2 и 3 "Мой алфавит" 
Букварный период
Начали изучать буквы: с ежедневным диктантом, подробным проговариванием и показом написания букв строчных,  прописных, соединений букв. 
Договорились с ребятами, чтобы лучше запомнить буквы будем писать диктанты. Для этого в рабочей строке ставим красный треугольник.
- Напишите заглавную букву А, строчную букву У и т.д. 
- Возьмите красный (любой) карандаш, давайте проверим работу. (на доске прописываю диктант сама, учащиеся проверяют и исправляют ошибки), можно использовать взаимопроверку (поработайте сегодня учителями)
- Оцените свою работу (на полях ставят самооценку)
- обращаю внимание на соединение букв: оно может быть верхним и нижним, с дополнительной линией или "волна".
соединение с дополнительной линией

соединение "волна"

-  Дальше пошли слоги, слова, предложения. Ежедневный  диктант с обязательной проверкой по образцу учителя и самооценка. 
- Очень ребятам нравятся загадки о звуках.
- Ребята, я загадала звук: он согласный, звонкий, парный, может быть и твёрдый, и мягкий.
Под это описание подходят несколько звуков. Пусть все ребята угадают!
- Этот звук согласный, он звонкий, непарный, всегда мягкий. 
- Этот звук гласный, он может обозначать мягкость согласного звука и т.д. 




- всё пишем в тетрадях с ДКЛ, учащимся прописываю только новые буквы (строчную и прописную) и варианты соединений, чтобы подробно проанализировать написания. Остальные задания списываем из прописи (использую как учебник)
- в прописях работаем со схемами и над развитием речи.
4. Пропись №4 "Пишу красиво" (используем вместо учебника)
Все буквы изучили. Переходим на письмо шариковой ручкой. Вначале было сложно.
- работаем над правилом переноса слов (это сейчас ребята уже научились подсчитывать оставшиеся "домики" на рабочей строке, сначала были проблемы: КАК?

Странички работ учащихся. Не скажу, что всё у нас получается, но ребята стараются. Видят свои ошибки в написании букв, соединений, уже и орфографические ошибки находят с улыбкой, требую писать без исправлений.
 Этот ученик был в санатории, пришлось учить вновь.








Нужны ли прописи? Затрудняюсь ответить на этот вопрос. Если  работать без них, пришлось бы очень много прописывать самой, а здесь и образец, и задание. К тому же, в каникулы разрешаю ребятам обводить всё, что написано в прописях, чтобы тренировали руку. 
Сказать, что все получается не могу, но скажу,  ребята видят элементы букв, видят соединения. Планирую работать в тетрадях с ДКЛ весь 2 класс. Вот здесь уже будем отрабатывать навыки каллиграфии и посмотрим, что у нас получится.


МАТЕРИАЛ АВТОРСКИЙ!
СКАЧИВАНИЕ И ПУБЛИКАЦИЯ МАТЕРИАЛА БЕЗ МОЕГО ПИСЬМЕННОГО РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩЕНА.

18 комментариев:

  1. Главное, очень захотеть!!! Спасибо, Ольга Александровна, что поделились и своим опытом работы. Пусть и дальше все у ребят получается

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Давно хотела рассказать, что у меня получается, над чем нужно работать. До идеала нам ещё долго, да и индивидуальные особенности некоторых детей не позволят им писать каллиграфически правильно, теперь ещё и над орфографией надо работать :))

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ольга Александровна!
    А я и не знала, что сегодня используют такие тетради с косой линией.
    Спасибо за обмен опытом! Мне как начинающему логопеду интересно смотреть на работы детей, дисграфия (и дислексия) - большая проблема, слава Богу, что это можно вовремя исправить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ух, Светлана Николаевна, по больному Вы меня :)) Из пятерых первоклассников помощь логопеда нужна всем!!!!! Но у нас на селе его НЕТ:( Вот и бьюсь сама как могу: с кем на переменах проговариваю слова, слоги или прямо на уроке заставляю повторить правильно, подбираю в интернете упражнения для ребят. Не скрою радости, некоторые начинают говорить чище, но... если бы специалисты с ребятами поработали, да и дома желание было, опять же но....Когда пришла работать в школу, то в классе был 1 или 2 ученика, которым требовалась помощь логопеда, а сейчас наоборот, из класса 1-2 не требуется :(( Нам бы специалистов!!!

      Удалить
    2. Представляю, Ольга Александровна, какая на Вас нагрузка...

      Удалить
    3. Да я не жалуюсь, Светлана Николаевна! Почитаем, спросим, узнаем, научимся, справимся!

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ольга Александровна!
    Интересно было познакомиться с Вашим опытом. Я пользуюсь карандашом уже давно, работаем им где-то до декабря, затем перевожу деток с "готовой рукой"на ручку. Убеждена, что прописи на начальном периоде обучения нужны, важны помогают. Самое главное подобрать правильные,грамотные прописи. Я использую прописи Нечаевой и её же Азбуку (система Занкова).
    Понравилось самооценивание. Я своих ещё прошу "самых раскрасавиц" в рамочку обвести.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Вот и я поняла- какая хорошая вещь - карандаш с насечками :)) От прописей боялась отказываться полностью, тем более, что они у нас как раз к нашей Азбуке. Пригодились, поэтому и сообщение писала, как шла работа в прописях и в тетрадях с ДКЛ.
      А мы ! ставили :)) Но здесь этих страничек почему-то не оказалось :(

      Удалить
  4. Ольга Александровна, я просто преклоняюсь перед профессионализмом педагогов начальных классов - как же это непросто вот так кропотливо "буквы разные писать тонким перышком в тетрадь"!
    А мастер-класс Надежды Александровны до сих пор отлично помню!)) Способных и трудолюбивых Вам учеников!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Ольга Анатольевна! Надежде Александровне спасибо! Она многое разъясняет, помогает! Не скажу, что ребята пишут АХ! Но если сравнивать с другими наборами, то эти стараются :))

      Удалить
  5. Здравствуйте, Ольга Александровна!
    Тяжело, медленно, но зато как результативно!!! Это прекрасный урок всем нам: получается у тебя - научи остальных! Пусть у ребят будут самые красивые почерки на свете!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Лилия Павловна! Вот бы Ваше пожелание сбылось!!! :) Очень хочется, чтобы ребята красиво и грамотно писали. Но для этого необходимо трудиться. Смотрела работы учащихся Надежды Александровна, нам есть к чему стремиться... Многие скажут, ну зачем это? В век компьютерных технологий? Да, просто для себя, а для меня, чтобы проверять тетради было легче :))

      Удалить
  6. Почему-то в свое время пропустила это сообщение... Теперь прочитала. Интересно вернуться в первый класс... Мы тоже сейчас все пишем и пишем...

    ОтветитьУдалить
  7. Ольга Александровна, спасибо за практическую помощь в работе. Очень пригодится.

    ОтветитьУдалить
  8. Ольга Александровна! Только сейчас "наткнулась" на вашу страничку. Спасибо вам большое! Со всем, о чём Вы пишете, я полностью согласна. Что-то использую в работе и сама. Когда читаешь подобные статьи, видишь в них себя, чувствуешь, как влюблён человек в своё дело! Всё "подано" с таким интересом, с душой... Увидела в Вас свою МАМУ, тоже очень любившей свою работу, своих учеников... Вам крепкого здоровья и долгих лет!!!🙏❤

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день! Спасибо за отзыв. Приятно читать добрые слова о своей работе. Ещё больше практического материала с фрагментами уроков можно посмотреть на моей страничке в Инстаграм @olpa_23

      Удалить
  9. Добрый день, Ольга Александровна! Так рада, что летом увидела Ваши статьи. Заинтересовалась и решила попробовать со своими первоклассниками поработать в таких тетрадях. Результат превзошел все ожидания. Дети рады, что у них так все хорошо получается, родители довольны, я счастлива. Спасибо Вам!!!!
    [im#]https://cloud.mail.ru/home/изображение_viber_2022-01-25_12-16-57-843.jpg?utm_source=octavius&utm_medium=widget_desk&utm_campaign=link_cloud
    [/im]

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Валерьевна! Очень приятно читать такие комментарии! Опыт работы приходит с каждым набором первоклассников! Так как они у меня бывают через год, поэтому отрабатываю приемы и формы работы чаще, чем другие учителя. Второй набор работаю без прописей. Уже разработала рабочие листы по некотором буквам. Обязательно сделаю пост!

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!

Друзья! В комментарий можно вставить картинку, чтобы это сделать, используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...