суббота, 22 ноября 2014 г.

Класс-комплект. Мысли вслух сельской учительницы

Картинку взяли здесь
 Как нам не разъясняли на курсах, что при работе в классе-комплекте бывают и положительные моменты, но уже 10 лет работаю в таких условиях, не могу я их найти, этих "положительных моментов"

    2004 год! Впервые начала "учиться" работать в классе-комплекте. Нет, теорию я знала, практики не было. Комплект состоял из 1 и 3 классов. В первый класс пришли два очаровательных мальчугана, а вот в 3 классе обучалось 11 человек (9 мальчиков и 2 девочки). Как учить? На подготовку к урокам уходило больше времени, чем на сами уроки. Провела несколько занятий  и поняла - не получается.... Решила первоклассников учить во вторую смену, они приходили к третьему уроку -  технологию, изо и т.д. вела в комплекте, а там.... О материальной стороне говорить не буду, думаю, что сами догадаетесь. К концу учебного года привыкла работать в классе-комплекте, но всё равно не понимала КАК МОЖНО НАУЧИТЬ?
   Позднее пришлось работать в старших классах,  и там были комплекты, но дети уже старшие, читать-писать умеют, проще было.
   И вот улыбнулось счастье вновь работать учителем начальных классов. 2010-2011 учебный год. Введение стандартов второго поколения. Курсы при КОИРО. То, что с коллегой испытали шок, познакомившись с новыми требованиями - это ничего не сказать. Первые мысли: куда я попала? Зачем мне этот ФГОС нужен? На наш вопрос с коллегой, как провести урок в соответствии с требованиями ФГОС в классе-комплекте, конкретики не услышали. Общие фразы теории, которую мы и так знали. Предложили искать и объединять общие темы в классах. Чтобы "старшие" ребята "учили" младших!
    Итак, 1 сентября 2010 г. У меня вновь 1 и 3 класс. Как учить? Чему учить? Методической литературы не найти, в Интернете практически нет материала на данную тему. В педагогических социальных сетях, все задают подобные вопросы: КАК? ЧЕМУ?
   Но работать надо. Вновь на подготовку к урокам уходила уйма времени, как построить урок, чтобы была и проблемная ситуация, и работа в парах, и работа в группах? Что дать первоклассникам делать самостоятельно (они не писать, не читать ещё не умеют), чтобы в это время объяснить новый материал 3 классу? Вы знаете выход нашла! Снова "наказала" себя! Работаю уже четвёртый год в полторы смены. Хотя бы по 2-3 урока математики и русского языка  удаётся провести в раздельном классе. Один из классов ходит ко второму уроку. Расписание составила так, чтобы, когда 3 класс уходит на английский язык, могла заниматься с 4 классом, аналогичная ситуация и с физкультурой. Вновь о материальной стороне вопроса уточнять не буду, догадывайтесь)
   Появилась в классе интерактивная доска, документ-камера. Первое время работать было не возможно, один класс работает, второй смотрит "мультики", так пчёлки говорили. Это сейчас они у меня все привыкли, все знают, что можно и что нельзя. Может строго? Но необходимо. Сейчас осваиваю систему опроса. Сложно, но думаю научимся) До всего доходим своим умом: ИД устанавливали вместе с директором и девятиклассником, настраивала сама. Ну, нет у нас на селе специалистов, а нанимать - дорого!
  Любой учитель скажет, что его дети знаю на 100%, а в чём будут проблемы. Скажу прямо! У моих проблема с техникой чтения, с развитием устной речи и  недостаточно сформирован устный счёт. Технику чтения вырабатывать в классе-комплекте сложно, один класс знакомится с произведение,  а у другого я проверяю домашнее задание или работаем по содержанию прочитанного. Но читает ли у меня в это время первый класс, одному Богу известно. Более ответственные ребята, конечно, выполняют все рекомендации учителя, но бывают же и .... "халтурщики". Впрочем, как и в жизни. Устный счёт тоже некогда отрабатывать, надо успеть объяснить новый материал в обоих классах и успеть его закрепить. Ну, а устную речь сами понимаете... Много приходится работать после уроков, с некоторыми ребятами отрабатывать материал на переменах. А что делать? Если честно, мои пчёлки в первом классе плакали, когда я оставляла кого-нибудь после уроков, чтобы позаниматься. Говорили, что они всё знают, что всё поняли, спрашивали: "Почему, я всех не оставила?" Сейчас даже сами подходят и говорят"Я  это плохо понял, а у меня это не получается. Позанимаетесь со мной?"
   Может быть читатель подумает, что я жалуюсь. Нет! Не привыкла я жаловаться. Просто убивает несправедливость. Почему нашим сельским ребятишкам приходится получать образование в таких условиях? Чем они хуже других? Иногда, вышестоящему начальству хочется сказать, придите ко мне на урок и посмотрите, как учатся ребята в классе-комплекте, а потом придумывайте свои приказы и новшества в системе образования.
   Ребятишки у меня молодцы! Мы участвуем в конкурсах, олимпиадах, побеждаем, получаем призовые места.
   Как-то раз на одном районном МО, я посетовала на трудности сельской школы, на что моя коллега из другой подобной школы сказала: "Вам ещё, Ольга Александровна, повезло, Вы по два класса учите, а я все четыре" Вот здесь мне сделалось до боли обидно за наших сельских ребятишек.

22 комментария:

  1. Добрый день, Ольга Александровна! Спасибо Вам за Ваш рассказ и за то, что поделились своей болью. Очень сильно задумалась. Даже не знаю, как я бы поступила в такой ситуации.
    Четыре класса сразу??? Меня это... даже слов не нахожу...
    А проблемы с техникой чтения, с устным счетом... Так они и у меня в классе есть. И с речью... Стараемся, стараемся. А уж коль дома дети читать не будут, то все наши старания прахом пойдут.
    Успехов Вам и пчелкам!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежда Александровна, спасибо за поддержку. Раньше, когда учила один класс, проблем с чтением никогда не было, читали с детьми хором, про себя, вполголоса, читали вслух скороговорки .... Из класса один-два человека в те времена не справлялись с техникой чтения, сейчас ситуации наоборот. Единицы читают. Как не бьюсь, как не объясняю родителям, что надо! А воз и ныне там(

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ольга Александровна! Даже и не знаю что Вам на всё это написать, но очень хочется Вас поддержать. Надеюсь, что всё-таки вышестоящие компетентные организации подумают и решат трудную ситуацию селькой школы, в частности, в класах-комплектах.

    А я сама училась в такой школе в первом классе, только тогда это так, кажется , не называли...У нас был один-единственный класс из 1-го (нас 4 человека), 2 и 3 класс (количества не помню, но тоже по человека 3-4). Не помню трудностей, помню только то, что было очень интересно (кроме математики).
    Успехов Вам!!! :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Жанна Витальевна! Спасибо Вам за отзыв. К сожалению, наши компетентные организации в сельских школах редко бывают и о наших трудностях не знают или не хотят знать(
      Как мне хочется, что бы мои ребята тоже сказали, что они учились в классе-комплекте, но им было интересно. Хорошая у Вас была учительница.

      Удалить
    2. Да-да-да, очень-очень хорошая! Людмила Степановна Сидорова (настоящее отчество СтеФановна, но видимо в советские время все меняли нерусские имена и отчества на русские....). К сожалению, она уже ушла из жизни пару лет назад. Мы очень часто все вместе занимались творчеством, искали необходимый материал для поделок около школы, а потом придумывали и создавали, сажали цветы на школьных клумбах, читали сказки, делали постановки басен Крылова...

      А то, что к Вам не приезжают... печально, конечно.
      Удачи Вам, Ольга Александровна!

      Удалить
    3. Добрый день, Жанна Витальевна! Теперь я понимаю, Ваше желание и умение придумывать и создавать творческие работы, из ничего сделать картинку. Правильно поработал учитель)
      И Вам творческих успехов!

      Удалить
  3. Здравствуйте,уважаемая Ольга Александровна! Когда-то ,начинающим учителем я видела работу коллеги в малокомплектной школе.Не иначе,как дирижёром,не назову.Вы-учитель-универсал,многостаночник.Но иногда такие умения просто утомляют и опустошают. Понимаешь,что кто-то из детей не добирает знаний.Хотя опыт,талант никуда не деваются.Может,у меня немного по-другому? Но переключение в голове на другие предметы несколько раз в неделю проходят на огромной скорости,т.к.веду и риторику,и ОРКСЭ ,и региональный компонент в разных классах,да ещё свой класс.НО это-один за другим.У вас же "два в одном".А Билибино очень даже на слуху в МАН "Интеллект будущего".Не Вашими ли силами?
    С уважением к Вам и Вашей работе,Елена Анатольевна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Анатольевна! Спасибо за понимание. Если бы наша школа была малокомплектной! Нет у нас этого статуса, иногда жалеем, там финансирование другое, но и радуемся - статус "малокомплектной школы" дают, когда в школе около 20 человек. У нас гораздо больше)
      Нет, я не жалею себя и своих трудов. Мне жалко детей. Есть у нас способные ребята, которым надо бы больше времени и внимание уделять, но ....
      Елена Анатольевна, простите, про Билибино и МАН "Интеллект будущего" не поняла?

      Удалить
  4. Ольга Александровна,приношу свои извинения.Пыталась "на двух стульях усидеть".Билибино-населённый пункт на Чукотке. МАН "Интеллект будущего",коль уж я перепутала населённые пункты,очень солидная организация,которая даёт вот уже 28 лет шанс всем ребятам проявить себя.Подробности по электронной почте.
    А по поводу способных ребят и мне неспокойно.В классе-34 ученика,одна первая смена только вышла,зашла вторая,вечером дважды в неделю подготовишки.Остаться бы да посидеть с ребёнком или помочь слабенькому,да ни времени,ни места.Но с нового года нас ждут приятные цивилизованные перемены.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. :D"на двух стульях усидеть" - бывает. Ну, хоть у Вас цивилизованные перемены! Порадуемся за Вас!

      Удалить
  5. Ольга Александровна, спасибо за откровенность, за работу, которая не оплачивалась. Родители, хоть, "Спасибо!" говорили? Меня всегда пугала такая ситуация с образование в сельских малокомплектных школах. Была в одной из таких школ - я на уроке устала от того, что пыталась все успеть охватить, посмотреть,запомнить, а бедный учитель? Здесь выхода два: либо работать на совесть, не покладая рук, отдавая всего себя без остатка (но есть еще и свои дети, и семья, и личная жизнь), либо...гори все оно синим пламенем, и пусть все будет, как будет. Но это не про Вас, наша дорогая сельская учительница (в синем халате и платочке улыбнуло...)
    ;) :D ;)
    Все еще будет!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Ох, как хочется, чтобы всё ещё было.
      Сколько раз говорила себе: "А зачем мне это надо?" Но сердце щемит, когда представлю, что закроют школу... А ведь я в ней училась. Правда, учеников тогда в ней в разы больше было. Двадцать лет отработала, посчитала: 8 лет учёбы и 20 лет работы=28 лет в одной школе. Спасибо Вам, Анна Борисовна, за поддержку и понимание.

      Удалить
  6. Здравствуйте, Ольга Александровна! Всегда с содроганием читаю про малокомплектные школы... Помню, что именно Вы как-то своим комментарием объяснили мне, что и как на самом деле.
    Держитесь, мужайтесь и продолжайте работать! Каждый Ваш урок очень важен для ребят!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Лилия Павловна! Спасибо за понимание. Что же будет, если мы расклеимся, опустим руки? Нам нельзя! Будем работать, учить и воспитывать нашим сельских ребятишек! Если не мы, то КТО?

      Удалить
  7. Здравствуйте, Ольга Александровна. Сначала читала, ничего не понимая. Что за класс-комплект? Когда наконец догадалась, то очень удивилась, что такое вообще ещё существует. Все знакомство с сельской школой - это рассказ мужа о его учебе в одной из самых больших станиц края Каневской, с её огромными школами и большими классами. Интересно, такое только в начальной школе или в школе среднего звена одновременно проходят уроки математики и алгебры?..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Галина Станиславовна! Такое существует в нашем образовании и причём объединение в классы-комплекты становится всё больше. Понимаю, Вы сейчас сильно удивитесь, но и в старших классах дети учатся в таких классах-комплектах. И объединены они не только на математику и алгебру, но и русский язык, историю, биологии, а физкультура, изо, вообще, все пять классов занимаются на одном уроке.

      Удалить
  8. Здравствуйте, Ольга Александровна! Какая интересная у Вас творческая работа! Здесь надо быть не просто учителем-педагогом, но и гениальным актером-импровизатором. Преклоняюсь перед Вами!
    А когда я училась в первом классе - нас было 42 ученика. И школьные парты. Класс и парты казались мне просто огромными! А вот совсем недавно побывала в помещении бывшей школы... Представить не могу, как в этой маленькой классной комнате стояли в три ряда по семь парт.... А потом на складе увидела одну...крошечную, полуразваленную парту. И как мы за ними помещались?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Конечно импровизируем. Впрочем, я считаю учитель в любом классе должен уметь это делать.
      42 ученика! Тоже учителям несладко было. Мне муж говорил, что у них тоже были классы с большим количеством человек, больше 30. А учился он в нашей школе. Вот времена были! Посмотрела в книге выдачи аттестатов, действительно, даже параллели были! Как в городской школе.

      Удалить
  9. Здравствуйте,уважаемая Ольга Александровна!
    Я вот училась в малокомплектной школе 1 месяц в Костромской области в деревне Афонино Буйского района у своей бабушки. Точнее школа эта была в соседней деревне, и я, как Филиппок, ходила с деревенскими ребятами по сугробам на занятия (а снегу в феврале!). Училась я во 2 классе: у папы был отпуск и, чтобы девочка не отстала от программы меня записали в школу. Помню, что половину первого ряда занимал 1 класс, 1,5 ряда - 2 класс и еще 1 ряд - 3 класс. Сначала было трудно привыкнуть, что очень много самостоятельной работы, а потом даже понравилось, потому что могла помогать первоклашке, который сидел рядом. Еще помню, как деревенские ребята научили меня натирать о валенок пятак, чтобы он блестел на солнце. Но вот когда я вернулась назад в обычную школу, успеваемость моя съехала. Теперь понимаю, на сколько тяжело работать учителю в таком классе, но эти дни своего детства считаю одними из лучших!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Львовна! Очень приятно услышать знакомые названия "Костромская область Буйский район" от человека, живущего и работающего в Краснодаре. Чем-то родным повеяло:) Действительно проблема с успеваемостью при переходе наших ребят из основной школы в среднюю существует. Трудно нашим детям привыкнуть к классу, в котором занимается 25-30 человек, некоторые расслабляются. Мы стараемся на каждом уроке спросить, а в большом классе "может и не спросят", думают наши сельские. Долго привыкают к другой школе, учителям. Но как говорят учителя средней школы, наши ребята более душевные, спокойные, степенный, вежливые - это радует)

      Удалить
    2. Костромская область - родина моего отца, там я часто проводила лето! Там и сейчас живут мои родственники. Обожаю эту природу, это спокойствие, необычайную тишину, поля с васильками!

      Удалить
    3. Спасибо, Наталия Степановна, за добрые и тёплые слова о моей малой родине. Рада, что заглянули к нам на огонёк)

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!

Друзья! В комментарий можно вставить картинку, чтобы это сделать, используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...