Картинку взяли здесь |
Как нам не разъясняли на курсах, что при работе в классе-комплекте бывают и положительные моменты, но уже 10 лет работаю в таких условиях, не могу я их найти, этих "положительных моментов"
2004 год! Впервые начала "учиться" работать в классе-комплекте. Нет, теорию я знала, практики не было. Комплект состоял из 1 и 3 классов. В первый класс пришли два очаровательных мальчугана, а вот в 3 классе обучалось 11 человек (9 мальчиков и 2 девочки). Как учить? На подготовку к урокам уходило больше времени, чем на сами уроки. Провела несколько занятий и поняла - не получается.... Решила первоклассников учить во вторую смену, они приходили к третьему уроку - технологию, изо и т.д. вела в комплекте, а там.... О материальной стороне говорить не буду, думаю, что сами догадаетесь. К концу учебного года привыкла работать в классе-комплекте, но всё равно не понимала КАК МОЖНО НАУЧИТЬ?
Позднее пришлось работать в старших классах, и там были комплекты, но дети уже старшие, читать-писать умеют, проще было.
И вот улыбнулось счастье вновь работать учителем начальных классов. 2010-2011 учебный год. Введение стандартов второго поколения. Курсы при КОИРО. То, что с коллегой испытали шок, познакомившись с новыми требованиями - это ничего не сказать. Первые мысли: куда я попала? Зачем мне этот ФГОС нужен? На наш вопрос с коллегой, как провести урок в соответствии с требованиями ФГОС в классе-комплекте, конкретики не услышали. Общие фразы теории, которую мы и так знали. Предложили искать и объединять общие темы в классах. Чтобы "старшие" ребята "учили" младших!
Итак, 1 сентября 2010 г. У меня вновь 1 и 3 класс. Как учить? Чему учить? Методической литературы не найти, в Интернете практически нет материала на данную тему. В педагогических социальных сетях, все задают подобные вопросы: КАК? ЧЕМУ?
Но работать надо. Вновь на подготовку к урокам уходила уйма времени, как построить урок, чтобы была и проблемная ситуация, и работа в парах, и работа в группах? Что дать первоклассникам делать самостоятельно (они не писать, не читать ещё не умеют), чтобы в это время объяснить новый материал 3 классу? Вы знаете выход нашла! Снова "наказала" себя! Работаю уже четвёртый год в полторы смены. Хотя бы по 2-3 урока математики и русского языка удаётся провести в раздельном классе. Один из классов ходит ко второму уроку. Расписание составила так, чтобы, когда 3 класс уходит на английский язык, могла заниматься с 4 классом, аналогичная ситуация и с физкультурой. Вновь о материальной стороне вопроса уточнять не буду, догадывайтесь)
Появилась в классе интерактивная доска, документ-камера. Первое время работать было не возможно, один класс работает, второй смотрит "мультики", так пчёлки говорили. Это сейчас они у меня все привыкли, все знают, что можно и что нельзя. Может строго? Но необходимо. Сейчас осваиваю систему опроса. Сложно, но думаю научимся) До всего доходим своим умом: ИД устанавливали вместе с директором и девятиклассником, настраивала сама. Ну, нет у нас на селе специалистов, а нанимать - дорого!
Любой учитель скажет, что его дети знаю на 100%, а в чём будут проблемы. Скажу прямо! У моих проблема с техникой чтения, с развитием устной речи и недостаточно сформирован устный счёт. Технику чтения вырабатывать в классе-комплекте сложно, один класс знакомится с произведение, а у другого я проверяю домашнее задание или работаем по содержанию прочитанного. Но читает ли у меня в это время первый класс, одному Богу известно. Более ответственные ребята, конечно, выполняют все рекомендации учителя, но бывают же и .... "халтурщики". Впрочем, как и в жизни. Устный счёт тоже некогда отрабатывать, надо успеть объяснить новый материал в обоих классах и успеть его закрепить. Ну, а устную речь сами понимаете... Много приходится работать после уроков, с некоторыми ребятами отрабатывать материал на переменах. А что делать? Если честно, мои пчёлки в первом классе плакали, когда я оставляла кого-нибудь после уроков, чтобы позаниматься. Говорили, что они всё знают, что всё поняли, спрашивали: "Почему, я всех не оставила?" Сейчас даже сами подходят и говорят"Я это плохо понял, а у меня это не получается. Позанимаетесь со мной?"
Может быть читатель подумает, что я жалуюсь. Нет! Не привыкла я жаловаться. Просто убивает несправедливость. Почему нашим сельским ребятишкам приходится получать образование в таких условиях? Чем они хуже других? Иногда, вышестоящему начальству хочется сказать, придите ко мне на урок и посмотрите, как учатся ребята в классе-комплекте, а потом придумывайте свои приказы и новшества в системе образования.
Ребятишки у меня молодцы! Мы участвуем в конкурсах, олимпиадах, побеждаем, получаем призовые места.
Как-то раз на одном районном МО, я посетовала на трудности сельской школы, на что моя коллега из другой подобной школы сказала: "Вам ещё, Ольга Александровна, повезло, Вы по два класса учите, а я все четыре" Вот здесь мне сделалось до боли обидно за наших сельских ребятишек.
Добрый день, Ольга Александровна! Спасибо Вам за Ваш рассказ и за то, что поделились своей болью. Очень сильно задумалась. Даже не знаю, как я бы поступила в такой ситуации.
ОтветитьУдалитьЧетыре класса сразу??? Меня это... даже слов не нахожу...
А проблемы с техникой чтения, с устным счетом... Так они и у меня в классе есть. И с речью... Стараемся, стараемся. А уж коль дома дети читать не будут, то все наши старания прахом пойдут.
Успехов Вам и пчелкам!!!
Надежда Александровна, спасибо за поддержку. Раньше, когда учила один класс, проблем с чтением никогда не было, читали с детьми хором, про себя, вполголоса, читали вслух скороговорки .... Из класса один-два человека в те времена не справлялись с техникой чтения, сейчас ситуации наоборот. Единицы читают. Как не бьюсь, как не объясняю родителям, что надо! А воз и ныне там(
УдалитьЗдравствуйте, Ольга Александровна! Даже и не знаю что Вам на всё это написать, но очень хочется Вас поддержать. Надеюсь, что всё-таки вышестоящие компетентные организации подумают и решат трудную ситуацию селькой школы, в частности, в класах-комплектах.
ОтветитьУдалитьА я сама училась в такой школе в первом классе, только тогда это так, кажется , не называли...У нас был один-единственный класс из 1-го (нас 4 человека), 2 и 3 класс (количества не помню, но тоже по человека 3-4). Не помню трудностей, помню только то, что было очень интересно (кроме математики).
Успехов Вам!!! :)
Добрый день, Жанна Витальевна! Спасибо Вам за отзыв. К сожалению, наши компетентные организации в сельских школах редко бывают и о наших трудностях не знают или не хотят знать(
УдалитьКак мне хочется, что бы мои ребята тоже сказали, что они учились в классе-комплекте, но им было интересно. Хорошая у Вас была учительница.
Да-да-да, очень-очень хорошая! Людмила Степановна Сидорова (настоящее отчество СтеФановна, но видимо в советские время все меняли нерусские имена и отчества на русские....). К сожалению, она уже ушла из жизни пару лет назад. Мы очень часто все вместе занимались творчеством, искали необходимый материал для поделок около школы, а потом придумывали и создавали, сажали цветы на школьных клумбах, читали сказки, делали постановки басен Крылова...
УдалитьА то, что к Вам не приезжают... печально, конечно.
Удачи Вам, Ольга Александровна!
Добрый день, Жанна Витальевна! Теперь я понимаю, Ваше желание и умение придумывать и создавать творческие работы, из ничего сделать картинку. Правильно поработал учитель)
УдалитьИ Вам творческих успехов!
Здравствуйте,уважаемая Ольга Александровна! Когда-то ,начинающим учителем я видела работу коллеги в малокомплектной школе.Не иначе,как дирижёром,не назову.Вы-учитель-универсал,многостаночник.Но иногда такие умения просто утомляют и опустошают. Понимаешь,что кто-то из детей не добирает знаний.Хотя опыт,талант никуда не деваются.Может,у меня немного по-другому? Но переключение в голове на другие предметы несколько раз в неделю проходят на огромной скорости,т.к.веду и риторику,и ОРКСЭ ,и региональный компонент в разных классах,да ещё свой класс.НО это-один за другим.У вас же "два в одном".А Билибино очень даже на слуху в МАН "Интеллект будущего".Не Вашими ли силами?
ОтветитьУдалитьС уважением к Вам и Вашей работе,Елена Анатольевна.
Здравствуйте, Елена Анатольевна! Спасибо за понимание. Если бы наша школа была малокомплектной! Нет у нас этого статуса, иногда жалеем, там финансирование другое, но и радуемся - статус "малокомплектной школы" дают, когда в школе около 20 человек. У нас гораздо больше)
УдалитьНет, я не жалею себя и своих трудов. Мне жалко детей. Есть у нас способные ребята, которым надо бы больше времени и внимание уделять, но ....
Елена Анатольевна, простите, про Билибино и МАН "Интеллект будущего" не поняла?
Ольга Александровна,приношу свои извинения.Пыталась "на двух стульях усидеть".Билибино-населённый пункт на Чукотке. МАН "Интеллект будущего",коль уж я перепутала населённые пункты,очень солидная организация,которая даёт вот уже 28 лет шанс всем ребятам проявить себя.Подробности по электронной почте.
ОтветитьУдалитьА по поводу способных ребят и мне неспокойно.В классе-34 ученика,одна первая смена только вышла,зашла вторая,вечером дважды в неделю подготовишки.Остаться бы да посидеть с ребёнком или помочь слабенькому,да ни времени,ни места.Но с нового года нас ждут приятные цивилизованные перемены.
:D"на двух стульях усидеть" - бывает. Ну, хоть у Вас цивилизованные перемены! Порадуемся за Вас!
УдалитьОльга Александровна, спасибо за откровенность, за работу, которая не оплачивалась. Родители, хоть, "Спасибо!" говорили? Меня всегда пугала такая ситуация с образование в сельских малокомплектных школах. Была в одной из таких школ - я на уроке устала от того, что пыталась все успеть охватить, посмотреть,запомнить, а бедный учитель? Здесь выхода два: либо работать на совесть, не покладая рук, отдавая всего себя без остатка (но есть еще и свои дети, и семья, и личная жизнь), либо...гори все оно синим пламенем, и пусть все будет, как будет. Но это не про Вас, наша дорогая сельская учительница (в синем халате и платочке улыбнуло...)
ОтветитьУдалить;) :D ;)
Все еще будет!
Здравствуйте, Анна Борисовна! Ох, как хочется, чтобы всё ещё было.
УдалитьСколько раз говорила себе: "А зачем мне это надо?" Но сердце щемит, когда представлю, что закроют школу... А ведь я в ней училась. Правда, учеников тогда в ней в разы больше было. Двадцать лет отработала, посчитала: 8 лет учёбы и 20 лет работы=28 лет в одной школе. Спасибо Вам, Анна Борисовна, за поддержку и понимание.
Здравствуйте, Ольга Александровна! Всегда с содроганием читаю про малокомплектные школы... Помню, что именно Вы как-то своим комментарием объяснили мне, что и как на самом деле.
ОтветитьУдалитьДержитесь, мужайтесь и продолжайте работать! Каждый Ваш урок очень важен для ребят!
Добрый день, Лилия Павловна! Спасибо за понимание. Что же будет, если мы расклеимся, опустим руки? Нам нельзя! Будем работать, учить и воспитывать нашим сельских ребятишек! Если не мы, то КТО?
УдалитьЗдравствуйте, Ольга Александровна. Сначала читала, ничего не понимая. Что за класс-комплект? Когда наконец догадалась, то очень удивилась, что такое вообще ещё существует. Все знакомство с сельской школой - это рассказ мужа о его учебе в одной из самых больших станиц края Каневской, с её огромными школами и большими классами. Интересно, такое только в начальной школе или в школе среднего звена одновременно проходят уроки математики и алгебры?..
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Галина Станиславовна! Такое существует в нашем образовании и причём объединение в классы-комплекты становится всё больше. Понимаю, Вы сейчас сильно удивитесь, но и в старших классах дети учатся в таких классах-комплектах. И объединены они не только на математику и алгебру, но и русский язык, историю, биологии, а физкультура, изо, вообще, все пять классов занимаются на одном уроке.
УдалитьЗдравствуйте, Ольга Александровна! Какая интересная у Вас творческая работа! Здесь надо быть не просто учителем-педагогом, но и гениальным актером-импровизатором. Преклоняюсь перед Вами!
ОтветитьУдалитьА когда я училась в первом классе - нас было 42 ученика. И школьные парты. Класс и парты казались мне просто огромными! А вот совсем недавно побывала в помещении бывшей школы... Представить не могу, как в этой маленькой классной комнате стояли в три ряда по семь парт.... А потом на складе увидела одну...крошечную, полуразваленную парту. И как мы за ними помещались?
Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Конечно импровизируем. Впрочем, я считаю учитель в любом классе должен уметь это делать.
Удалить42 ученика! Тоже учителям несладко было. Мне муж говорил, что у них тоже были классы с большим количеством человек, больше 30. А учился он в нашей школе. Вот времена были! Посмотрела в книге выдачи аттестатов, действительно, даже параллели были! Как в городской школе.
Здравствуйте,уважаемая Ольга Александровна!
ОтветитьУдалитьЯ вот училась в малокомплектной школе 1 месяц в Костромской области в деревне Афонино Буйского района у своей бабушки. Точнее школа эта была в соседней деревне, и я, как Филиппок, ходила с деревенскими ребятами по сугробам на занятия (а снегу в феврале!). Училась я во 2 классе: у папы был отпуск и, чтобы девочка не отстала от программы меня записали в школу. Помню, что половину первого ряда занимал 1 класс, 1,5 ряда - 2 класс и еще 1 ряд - 3 класс. Сначала было трудно привыкнуть, что очень много самостоятельной работы, а потом даже понравилось, потому что могла помогать первоклашке, который сидел рядом. Еще помню, как деревенские ребята научили меня натирать о валенок пятак, чтобы он блестел на солнце. Но вот когда я вернулась назад в обычную школу, успеваемость моя съехала. Теперь понимаю, на сколько тяжело работать учителю в таком классе, но эти дни своего детства считаю одними из лучших!
Здравствуйте, Наталия Львовна! Очень приятно услышать знакомые названия "Костромская область Буйский район" от человека, живущего и работающего в Краснодаре. Чем-то родным повеяло:) Действительно проблема с успеваемостью при переходе наших ребят из основной школы в среднюю существует. Трудно нашим детям привыкнуть к классу, в котором занимается 25-30 человек, некоторые расслабляются. Мы стараемся на каждом уроке спросить, а в большом классе "может и не спросят", думают наши сельские. Долго привыкают к другой школе, учителям. Но как говорят учителя средней школы, наши ребята более душевные, спокойные, степенный, вежливые - это радует)
УдалитьКостромская область - родина моего отца, там я часто проводила лето! Там и сейчас живут мои родственники. Обожаю эту природу, это спокойствие, необычайную тишину, поля с васильками!
УдалитьСпасибо, Наталия Степановна, за добрые и тёплые слова о моей малой родине. Рада, что заглянули к нам на огонёк)
Удалить