Заседание было посвящено нескольким темам.
План работы
- Работа над развитием функциональной грамотности в урочной и во внеурочной деятельности
- Обновлённый ФГОС НОО, рабочие программы, учебники
- Наставничество – одна из форм поддержки молодых специалистов
В этом году на базе нашей школе открыта региональная инновационная площадка. Тема «Научно-методическое сопровождение освоения педагогами общеобразовательных организаций методов и технологий формирования функциональной грамотности обучающихся», направление - критическое мышление (приказ Департамента науки и образования Костромской области №1994 от 27.12.2021г)
В рамках работы инновационной площадки я проводила открытый урок литературного чтения в 3 классе. Подробно расскажу позже.
1 сентября 2022 года учащиеся 1, 5 классов будут учиться по новым образовательным стандартам. Возможен переход на обновлённые ФГОС и учащихся 2-4 классов, но с разрешения родителей. Этот вопрос ещё рассматривается.
Отмечу основные моменты в обновлённом ФГОС НОО (выделила красным). ООП НОО разрабатывает рабочая группа, созданная в школе. В группу входят: администрация и учителя.
Вариативность
Новые стандарты НОО и ООО
требуют, чтобы содержание ООП НОО и ООО было вариативным. Это
значит, что школы все больше должны ориентироваться на потребности
учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня
образования.
Школа может обеспечить вариативность ООП тремя способами:
Первый – в структуре программ НОО и ООО школа может предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули.
Второй – школа может разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов. Для этого на уровне ООО добавили предметные результаты на углубленном уровне для математики, информатики, физики, химии и биологии.
Третий способ – школа может разрабатывать и реализовывать
индивидуальные учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и интересами
учеников.
Вариативность дает школе возможность выбирать, как именно формировать программы. Учителя смогут обучать учеников в соответствии с их способностями и запросами и так, как считают нужным. При этом, однако, нужно учитывать и требования к предметным результатам.
Планируемые результаты
В новых ФГОС подробнее описывают результаты освоения ООП НОО и ООО – личностные, метапредметные, предметные.
Предметные результаты
Новые ФГОС 2021 года определяют четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Появилось конкретное содержание по каждой предметной области. Например, во ФГОС НОО конкретизировали предметные результаты по каждому модулю ОРКСЭ – «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики».
Метапредметные и личностные результаты
Новые ФГОС, как и
прежде, требуют системно-деятельностного подхода. Они конкретно
определяют требования к личностным и метапредметным образовательным
результатам. Если в старых стандартах эти результаты были просто
перечислены, то в новых они описаны по группам.
Личностные результаты
группируются по направлениям воспитания:
·
гражданско-патриотическое;
·
духовно-нравственное;
·
эстетическое;
·
физическое
воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
·
трудовое;
·
экологическое;
·
ценность
научного познания.
Метапредметные результаты
группируются по видам универсальных учебных действий:
·
овладение
универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические,
базовые исследовательские, работа с информацией;
·
овладение
универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная
деятельность;
·
овладение
универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль.
В прежних ФГОС
личностные и метапредметные результаты описывались обобщенно. А в новых – каждое из УУД
содержит критерии их сформированности. Например, один из критериев, по
которому нужно будет оценивать сформированность регулятивного УУД «Самоорганизация»,
– это умение ученика выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных
ситуациях.
Теперь с таким подробным и конкретным описанием планируемых результатов педагогам будет проще организовывать на уроках систему формирующего оценивания. А заместителю директора – проконтролировать качество обучения.
Для работы по обновлённым ФГОС требуются и новые учебники. Обучающиеся 1 и 5 класса должны учиться по новым учебникам.
Какими учебниками пользоваться в переходный период?
В этот период могут быть использованы любые учебно-методические комплекты, включенные в федеральный перечень учебников. (Письмо Минпросвещения России от 11.11.2021 № 03-1899 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся в 2022/23 учебном году)
Приказ Министерства Просвещения Об утверждении ФПУ выйдет лишь в 3-4 квартале 2022 г.
Только после этого ОО будут приобретать учебники для обновленного ФГОС.
Пока работаем по такому алгоритму: "Важно! Учебники разные, а рабочая программа теперь будет одна для всех! Темы между классами переставлять нельзя! Внутри одного класса можно! Новых учебников 1 сентября 2022 г пока не будет. Что делать в переходный период 22-23 г? Использовать любой учебник из действующего федерального перечня. Отсутствующие темы брать из учебников других авторов (если они есть в школе), использовать конспекты занятий , электронные ресурсы, учебники в формате pdf, делать распечатки электронных версий рабочих тетрадей , можно организовать проектно-исследовательскую деятельность по изучению нового материала по разным источникам и т. д"
Может быть как-то ситуация разъяснится на курсах учителей начальных классов в августе. Подождём.
Рабочие программы. Для создания рабочей программы по предмету предлагают использовать Конструктор рабочих программ. (ссылка и инструкция по работе в презентации)
«Конструктор рабочих программ» – удобный бесплатный онлайн-сервис для быстрого создания рабочих программ по учебным предметам. Мы сделали его интуитивно понятным и простым в использовании.
«Конструктором рабочих программ» смогут пользоваться учителя
1-4 и 5-9 классов, завучи, руководители образовательных организаций, родители (законные представители) обучающихся.
Примерные рабочие программы одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.
В настоящее время Конструктор находится в режиме апробации.
Доброе утро, Ольга Александровна. Спасибо за информацию. Сейчас занимаюсь составлением рабочей программы. Мой класс будет заниматься по УМК "Планета знаний". Примерная образовательная программа не совсем совпадает с программой УМК. Чтение у нас из другого УМК. Здесь вопросов нет. Уже посмотрела авторский вебинар с рекомендациями по работе в 1 классе. На курсы у нас уходит с начала четверти первый учитель- будущий первоклассник. Ждём рекомендаций.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Татьяна Петровна! Наши учебники тоже не подходят к примерным РП. Новых в этом году точно не увидим, поэтому очень сложно будет составлять рабочую программу, а потом КТП, не видя перед глазами, чему учить, и зная, что придётся переделывать, когда появятся новые учебники. Хотели перейти на другое УМК, но пока одни вопросы.
УдалитьЗдравствуйте, Ольга Александровна и Пчёлки.
ОтветитьУдалитьА я вот всё жду не дождусь, когда всё-таки школы начнут переводить на советскую систему образования.
Уже сколько лет говорят об этом, но никак не решатся?
Единая обязательная программа с факультативными занятиями по желанию - что может быть лучше?
Я в школе ходила сначала на кружок по биологии. Нравилось ставить опыты, рассматривать в микроскоп и выращивать растения. Но потом (в старших классах) начались больше теоретические занятия, много писанины и зазубривания, поэтому мне стало это не интересно.
Потом пошла на Химию. Тоже, пока было на стадии опытов - ходила. а вот теория не очень нравиласю.
Поэтому пошла на факультатив по физике и астрономии - там из теории только решение задач, зато столько возможностей именно практических вариантов.
Ух. помню, как по ночам на крыше школы рассматривали в телескоп планеты...
И самое загадочное из этого было именно "на крыше", хотя с таким же успехом можно было установить телескоп во дворе.
Но само это таинство - крыша - ближе к космосу очень притягивало.
Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Как повезло Вам! Настоящий телескоп! Химия! Физика! У нас в сельской школе такого ничего не было. Очень радовались, когда на уроке ботаники выдавали микроскопы, и мы рассматривали стёклышки с частичками растений, насекомых)
УдалитьНа селе вариантов кружков было мало, поэтому мы все занимались в спортивных секциях - лыжи, баскетбол. Но советскую школу вспоминаю с любовью!
Здравствуйте, Ольга Александровна!
ОтветитьУдалитьЯ как раз сейчас прохожу дистанционные курсы по новым ФГОС на платформе "Академии Просвещения" - это жесть!!! Проблемы с регистрацией у участников, сами курсы полностью казённым языком, времени занимает уйму.... Ужасно.
Здравствуйте, Лилия Павловна! На всех курсах всегда стараюсь найти для себя что-то новое и интересное. Хотя бывают лекции одно и те же, об одном и том же.
УдалитьУ нас курсы в августе с 8 числа. Не знаю, успею ли я во всем разобраться?)
Здравствуйте, Ольга Александровна! Опять новые ФГОСы? Вчера общалась со школьным библиотекарем, которая рассказала, сколько усилий опять прилагают учителя, ведь учебники не совпадают со ФГОСами. А в чём принципиальная разница, если коротко?
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Людмила Федоровна! Как говорят методисты, ФГОС - обновлённый) Наше УМК тоже не совпадает с примерными рабочими программами. Хотели перейти на УМК "Школа России", посмотрим, что получится. Учебник, как я понимаю, будут лишь на следующий год.
УдалитьВ обновлённом ФГОС планируемые результаты прописаны конкретно по каждому классу. Раньше были общие. Добавилась воспитательная направляющая. В РП указываем ЦОР и ЭОР)
К чему спешка: учебников нет, а программы должны быть сделаны по-новому.
УдалитьКак же я устала от такой пустой работы. Если бы знала, что такое будет, то никогда бы не пошла учиться в пед. Жизни нет. Из года в год обновляемся и обновляемся.
УдалитьДобрый день! Мне нужно удалить уже сформированную программу в личном кабинете. Как это сделать7
ОтветитьУдалитьДобрый день! Скорее всего имеется кнопка - Удалить. У черновиков она стоит. Но надо войти в личный кабинет. Справа - Завершённые программы
УдалитьА нам предоставили два варианта программ. Первый на 4 года нач.классы, второй - конструктор, но это что -то...учебников нет, первый вариант разделены слова на слоги, конструктор - не лучше, ктп надо копировать из классификатора. Как всегда, учебников нет, а программы составляй.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ольга! Иногда думаю, что наши учителя могут ВСЁ!) И программу написать и КТП составить без всего: учебников, пособий и доплат) А когда все будет сделано , появятся пособия. Когда вводили ФГОС так и было.
УдалитьЗдравствуйте. Скажите пожалуйста, что за ерунду придумали вновь?! Учебников нет, но вы составляйте РП и КТП! А потом ещё умудритесь обучить детей! Я в полном ужасе от того, что нам предлагают!!!!
ОтветитьУдалитьНовый ФГОС - очередная "пустышка". Министерство продолжает делать вид, что работает.
УдалитьДобрый день, коллеги! Все новое всегда пугает. Но мы справимся! Как бы сложно не было. Я всегда так говорю) Я всегда думала, как можно внедрить ФГОС в классе - комплекте? Работа в парах, группах? Интересно, в министерствах кто-нибудь работал по ФГОС в классах- комплектах?
УдалитьСколько можно дурить нам головы
УдалитьКонструктор создали - ПРЕКРАСНО!!! Но работать в нём НЕВОЗМОЖНО!!!! ПОСТОЯННО ВИСНЕТ, ВЫДАЁТ ОШИБКУ 502.... Сил уже нет забивать темы... облегчили труд учителю...
ОтветитьУдалитьОчень хотелось бы ,чтобы конструктор довели до ума, чтобы не зависал, можно было переносить данные в электронный журнал. Но это лучше, чем все самим забивать, как это было, когда писали рп и КТП для прошлого ФГОС
УдалитьЭто точно! Ой, ужас какой -то!!!
УдалитьВам отпуск зачем дают? Кому -море, а кому- ФГОС!
УдалитьКонструктор, это чудо из чудес! У кого как, а по моему предмету там такая окололесица, такие темы уроков, что легче самому вручную вбивать, а о том, что комплектации школ везде разные, в Министерстве слышать не слышали. И все это только верхушка айсберга...
УдалитьУчитель - далеко не методист и должен пользоваться разработанными уже РП и ТП, как это было раньше. Почему не работают методисты?
ОтветитьУдалитьПолностью с вами согласна! Эту работу должны выполнять специалисты! Мы - учить!
УдалитьВерно
Удалитьвсе верно говорят, но никто не слушает
УдалитьОпять бедные учителя должны бежать впереди паровоза!
УдалитьУчебников нет, а программу составляйте!
Существует какой-то более быстрый способ заполнения КТП? Зашла первый раз сегодня. Переносить по одной теме - это остаться без глаз!
ОтветитьУдалитьОльга Александровна, в конструкторе нет колонки воспитательной программы, куда ее помещать?
ОтветитьУдалитьПочему наш профсоюз не защищает нас. Отпуск даётся, чтобы восстановить силы, поправить здоровье, уделить время семье в конце концов. А нас заставляют заполнять этот бред. Много чего не понятно. Почему нельзя сначала выпустить учебники. всё подготовить, потом уже внедрять. Почему мы такие бесправные, опять повозмущаемся тихонько и будем делать не знамо что.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте. Я согласна с вышенаписанной информацией Анонима. Это, конечно не сложно, все понятно , но очень долго делать, заполнять эти жёлтые клетки, сохранять, руки сильно устают и пальцы ломит. Чтобы заполнить учителю начальных классов один предмет уходит много времени и не один день. А этих предметов у учителей начальных классов 8.// И.Г.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте. Почему нет конструктора рабочих программ по внеурочной деятельности и будет ли он?
ОтветитьУдалитьЯ полностью поддерживаю учителей! До каких пор мы будем заложниками министерства образования?!!!! Забастовки надо внедрять! Привыкли выезжать на учителях! Сидят там и бред несут, а вы товарищи учителя разбирайте этот бред и преподнесите им в тарелочке с каемочкой!
ОтветитьУдалить