среда, 30 марта 2022 г.

Обновлённый ФГОС. Конструктор рабочих программ

Здравствуйте, дорогие читатели и гости блога! Сегодня материал поста будет полезен учителям начальных классов. Публикую его для коллег, которым не удалось побывать на РМО учителей начальных классов 15 марта. 

Заседание было посвящено нескольким темам.

План работы

  •  Работа над развитием функциональной грамотности в урочной и во внеурочной деятельности
  • Обновлённый ФГОС НОО, рабочие программы, учебники
  • Наставничество – одна из форм поддержки молодых специалистов

 В этом году на базе нашей школе открыта региональная инновационная площадка.  Тема «Научно-методическое сопровождение освоения педагогами общеобразовательных организаций методов и технологий формирования функциональной грамотности обучающихся», направление - критическое мышление (приказ Департамента науки и образования Костромской области №1994 от 27.12.2021г)

В рамках работы инновационной площадки я проводила открытый урок литературного чтения в 3 классе. Подробно расскажу позже. 

1 сентября 2022 года учащиеся 1, 5 классов будут учиться по новым образовательным стандартам. Возможен переход на обновлённые ФГОС и учащихся 2-4 классов, но с разрешения родителей. Этот вопрос ещё рассматривается.  

Отмечу  основные моменты в  обновлённом ФГОС НОО (выделила красным). ООП НОО разрабатывает рабочая группа, созданная в школе. В группу входят: администрация и учителя. 

Вариативность

Новые стандарты НОО и ООО требуют, чтобы содержание ООП НОО и ООО было вариативным. Это значит, что школы все больше должны ориентироваться на потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования.

Школа может обеспечить вариативность ООП тремя способами: 

Первый – в структуре программ НОО и ООО школа может предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули. 

Второй – школа может разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов. Для этого на уровне ООО добавили предметные результаты на углубленном уровне для математики, информатики, физики, химии и биологии. 

Третий способ – школа может разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников.

Вариативность дает школе возможность выбирать, как именно формировать программы. Учителя смогут обучать учеников в соответствии с их способностями и запросами и так, как считают нужным. При этом, однако, нужно учитывать и требования к предметным результатам.

Планируемые результаты

В новых ФГОС подробнее описывают результаты освоения ООП НОО и ООО – личностные, метапредметные, предметные.

Предметные результаты

Новые ФГОС 2021 года определяют четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Появилось конкретное содержание по каждой предметной области. Например, во ФГОС НОО конкретизировали предметные результаты по каждому модулю ОРКСЭ – «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики». 

Метапредметные и личностные результаты

Новые ФГОС, как и прежде, требуют системно-деятельностного подхода. Они конкретно определяют требования к личностным и метапредметным образовательным результатам. Если в старых стандартах эти результаты были просто перечислены, то в новых они описаны по группам.

Личностные результаты группируются по направлениям воспитания:

·         гражданско-патриотическое;

·         духовно-нравственное;

·         эстетическое;

·         физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;

·         трудовое;

·         экологическое;

·         ценность научного познания.

Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:

·         овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;

·         овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;

·         овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль.

В прежних ФГОС личностные и метапредметные результаты описывались обобщенно. А в новых – каждое из УУД содержит критерии их сформированности. Например, один из критериев, по которому нужно будет оценивать сформированность регулятивного УУД «Самоорганизация», – это умение ученика выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях.

Теперь с таким подробным и конкретным описанием планируемых результатов педагогам будет проще организовывать на уроках систему формирующего оценивания. А заместителю директора – проконтролировать качество обучения.

Для работы по обновлённым ФГОС требуются и новые учебники. Обучающиеся 1 и 5 класса должны учиться по новым учебникам. 

Какими учебниками пользоваться в переходный период? 

В этот период могут быть использованы любые учебно-методические комплекты, включенные в федеральный перечень учебников. (Письмо Минпросвещения России от 11.11.2021 № 03-1899 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся в 2022/23 учебном году)

Приказ Министерства Просвещения Об утверждении ФПУ выйдет лишь в 3-4 квартале 2022 г. 

Только после этого ОО будут приобретать учебники для обновленного ФГОС. 

Пока работаем по такому алгоритму: "Важно! Учебники разные, а рабочая программа теперь будет одна для всех! Темы между классами переставлять нельзя! Внутри одного класса можно! Новых учебников 1 сентября 2022 г пока не будет. Что делать в переходный период 22-23 г? Использовать любой учебник из действующего федерального перечня. Отсутствующие темы брать из учебников других авторов (если они есть в школе), использовать конспекты занятий , электронные ресурсы, учебники в формате pdf, делать распечатки электронных версий рабочих тетрадей , можно организовать проектно-исследовательскую деятельность по изучению нового материала по разным источникам и т. д"

Может быть как-то ситуация разъяснится на курсах учителей начальных классов в августе. Подождём. 

Рабочие программы. Для создания рабочей программы по предмету предлагают использовать Конструктор рабочих программ. (ссылка и инструкция по работе в презентации) 

«Конструктор рабочих программ» – удобный бесплатный онлайн-сервис для быстрого создания рабочих программ по учебным предметам. Мы сделали его интуитивно понятным и простым в использовании.

«Конструктором рабочих программ» смогут пользоваться учителя
1-4 и 5-9 классов, завучи, руководители образовательных организаций, родители (законные представители) обучающихся.

Примерные рабочие программы одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.

В настоящее время Конструктор находится в режиме апробации.


Из чего состоит любая рабочая программа можно посмотреть здесь  Я составила для 1 класса "Русский язык" 
Конечно, вопросов ещё много по введению ФГОС - 3, но паниковать не стоит. Всё решается, всему научимся! 

34 комментария:

  1. Доброе утро, Ольга Александровна. Спасибо за информацию. Сейчас занимаюсь составлением рабочей программы. Мой класс будет заниматься по УМК "Планета знаний". Примерная образовательная программа не совсем совпадает с программой УМК. Чтение у нас из другого УМК. Здесь вопросов нет. Уже посмотрела авторский вебинар с рекомендациями по работе в 1 классе. На курсы у нас уходит с начала четверти первый учитель- будущий первоклассник. Ждём рекомендаций.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна Петровна! Наши учебники тоже не подходят к примерным РП. Новых в этом году точно не увидим, поэтому очень сложно будет составлять рабочую программу, а потом КТП, не видя перед глазами, чему учить, и зная, что придётся переделывать, когда появятся новые учебники. Хотели перейти на другое УМК, но пока одни вопросы.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ольга Александровна и Пчёлки.
    А я вот всё жду не дождусь, когда всё-таки школы начнут переводить на советскую систему образования.
    Уже сколько лет говорят об этом, но никак не решатся?
    Единая обязательная программа с факультативными занятиями по желанию - что может быть лучше?
    Я в школе ходила сначала на кружок по биологии. Нравилось ставить опыты, рассматривать в микроскоп и выращивать растения. Но потом (в старших классах) начались больше теоретические занятия, много писанины и зазубривания, поэтому мне стало это не интересно.
    Потом пошла на Химию. Тоже, пока было на стадии опытов - ходила. а вот теория не очень нравиласю.
    Поэтому пошла на факультатив по физике и астрономии - там из теории только решение задач, зато столько возможностей именно практических вариантов.
    Ух. помню, как по ночам на крыше школы рассматривали в телескоп планеты...
    И самое загадочное из этого было именно "на крыше", хотя с таким же успехом можно было установить телескоп во дворе.
    Но само это таинство - крыша - ближе к космосу очень притягивало.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Как повезло Вам! Настоящий телескоп! Химия! Физика! У нас в сельской школе такого ничего не было. Очень радовались, когда на уроке ботаники выдавали микроскопы, и мы рассматривали стёклышки с частичками растений, насекомых)
      На селе вариантов кружков было мало, поэтому мы все занимались в спортивных секциях - лыжи, баскетбол. Но советскую школу вспоминаю с любовью!

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ольга Александровна!
    Я как раз сейчас прохожу дистанционные курсы по новым ФГОС на платформе "Академии Просвещения" - это жесть!!! Проблемы с регистрацией у участников, сами курсы полностью казённым языком, времени занимает уйму.... Ужасно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна! На всех курсах всегда стараюсь найти для себя что-то новое и интересное. Хотя бывают лекции одно и те же, об одном и том же.
      У нас курсы в августе с 8 числа. Не знаю, успею ли я во всем разобраться?)

      Удалить
  4. Здравствуйте, Ольга Александровна! Опять новые ФГОСы? Вчера общалась со школьным библиотекарем, которая рассказала, сколько усилий опять прилагают учителя, ведь учебники не совпадают со ФГОСами. А в чём принципиальная разница, если коротко?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Как говорят методисты, ФГОС - обновлённый) Наше УМК тоже не совпадает с примерными рабочими программами. Хотели перейти на УМК "Школа России", посмотрим, что получится. Учебник, как я понимаю, будут лишь на следующий год.
      В обновлённом ФГОС планируемые результаты прописаны конкретно по каждому классу. Раньше были общие. Добавилась воспитательная направляющая. В РП указываем ЦОР и ЭОР)

      Удалить
    2. К чему спешка: учебников нет, а программы должны быть сделаны по-новому.

      Удалить
    3. Как же я устала от такой пустой работы. Если бы знала, что такое будет, то никогда бы не пошла учиться в пед. Жизни нет. Из года в год обновляемся и обновляемся.

      Удалить
  5. Добрый день! Мне нужно удалить уже сформированную программу в личном кабинете. Как это сделать7

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день! Скорее всего имеется кнопка - Удалить. У черновиков она стоит. Но надо войти в личный кабинет. Справа - Завершённые программы

      Удалить
  6. А нам предоставили два варианта программ. Первый на 4 года нач.классы, второй - конструктор, но это что -то...учебников нет, первый вариант разделены слова на слоги, конструктор - не лучше, ктп надо копировать из классификатора. Как всегда, учебников нет, а программы составляй.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга! Иногда думаю, что наши учителя могут ВСЁ!) И программу написать и КТП составить без всего: учебников, пособий и доплат) А когда все будет сделано , появятся пособия. Когда вводили ФГОС так и было.

      Удалить
  7. Светлана Александровна26 мая 2022 г., 06:27:00

    Здравствуйте. Скажите пожалуйста, что за ерунду придумали вновь?! Учебников нет, но вы составляйте РП и КТП! А потом ещё умудритесь обучить детей! Я в полном ужасе от того, что нам предлагают!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Новый ФГОС - очередная "пустышка". Министерство продолжает делать вид, что работает.

      Удалить
    2. Добрый день, коллеги! Все новое всегда пугает. Но мы справимся! Как бы сложно не было. Я всегда так говорю) Я всегда думала, как можно внедрить ФГОС в классе - комплекте? Работа в парах, группах? Интересно, в министерствах кто-нибудь работал по ФГОС в классах- комплектах?

      Удалить
    3. Сколько можно дурить нам головы

      Удалить
  8. Конструктор создали - ПРЕКРАСНО!!! Но работать в нём НЕВОЗМОЖНО!!!! ПОСТОЯННО ВИСНЕТ, ВЫДАЁТ ОШИБКУ 502.... Сил уже нет забивать темы... облегчили труд учителю...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень хотелось бы ,чтобы конструктор довели до ума, чтобы не зависал, можно было переносить данные в электронный журнал. Но это лучше, чем все самим забивать, как это было, когда писали рп и КТП для прошлого ФГОС

      Удалить
    2. Это точно! Ой, ужас какой -то!!!

      Удалить
    3. Вам отпуск зачем дают? Кому -море, а кому- ФГОС!

      Удалить
    4. Конструктор, это чудо из чудес! У кого как, а по моему предмету там такая окололесица, такие темы уроков, что легче самому вручную вбивать, а о том, что комплектации школ везде разные, в Министерстве слышать не слышали. И все это только верхушка айсберга...

      Удалить
  9. Учитель - далеко не методист и должен пользоваться разработанными уже РП и ТП, как это было раньше. Почему не работают методисты?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Полностью с вами согласна! Эту работу должны выполнять специалисты! Мы - учить!

      Удалить
    2. все верно говорят, но никто не слушает

      Удалить
    3. Опять бедные учителя должны бежать впереди паровоза!
      Учебников нет, а программу составляйте!

      Удалить
  10. Существует какой-то более быстрый способ заполнения КТП? Зашла первый раз сегодня. Переносить по одной теме - это остаться без глаз!

    ОтветитьУдалить
  11. Ольга Александровна6 июн. 2022 г., 06:18:00

    Ольга Александровна, в конструкторе нет колонки воспитательной программы, куда ее помещать?

    ОтветитьУдалить
  12. Почему наш профсоюз не защищает нас. Отпуск даётся, чтобы восстановить силы, поправить здоровье, уделить время семье в конце концов. А нас заставляют заполнять этот бред. Много чего не понятно. Почему нельзя сначала выпустить учебники. всё подготовить, потом уже внедрять. Почему мы такие бесправные, опять повозмущаемся тихонько и будем делать не знамо что.

    ОтветитьУдалить
  13. Здравствуйте. Я согласна с вышенаписанной информацией Анонима. Это, конечно не сложно, все понятно , но очень долго делать, заполнять эти жёлтые клетки, сохранять, руки сильно устают и пальцы ломит. Чтобы заполнить учителю начальных классов один предмет уходит много времени и не один день. А этих предметов у учителей начальных классов 8.// И.Г.

    ОтветитьУдалить
  14. Здравствуйте. Почему нет конструктора рабочих программ по внеурочной деятельности и будет ли он?

    ОтветитьУдалить
  15. Я полностью поддерживаю учителей! До каких пор мы будем заложниками министерства образования?!!!! Забастовки надо внедрять! Привыкли выезжать на учителях! Сидят там и бред несут, а вы товарищи учителя разбирайте этот бред и преподнесите им в тарелочке с каемочкой!

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!

Друзья! В комментарий можно вставить картинку, чтобы это сделать, используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...