воскресенье, 20 ноября 2022 г.

Лайфхаки современного учителя, способствующие эффективному формированию ФГ обучающихся на уроках

 

Здравствуйте, дорогие читатели и гости блога ДУ! Сегодня о новом, современном и модном слове "лайфхаки". 

Проект "Поезд мастеров"  - региональная площадка (проводит КОИРО), где учителя представляют свой педагогический опыт. 10 ноября я поведала коллегам о своих "лайфхаках" работы на уроках. 

Любой современный учитель должен идти в ногу со временем. Быть на одной волне со своими учениками, которым будут более привычны слова «лайфхаки», «принт», «репост», «лайк».  

Что же такое лайфхаки? -  это любой трюк, ярлык, навык или новый метод, который повышает производительность и эффективность во всех сферах жизни.

Но говоря о новых трюках, методах нельзя забывать об основном требовании обновленного ФГОС – развитие у обучающихся ФГ, которая не возможна без формирования читательской компетенции.  Представлю сегодня наиболее востребованные среди учащихся лайфхаки для уроков.

Литературное чтение

Лайфхак №1 

Всё новое – это хорошо забытое старое.  Поэтому я вернулась в своё детство, вспомнила, с каким интересом вечерами мы всей семьёй сидели, читали и смотрели диафильмы.

Добрые советские диафильмы пришли на помощь учителю. Благо их сейчас можно найти в сети Интернет.

Если к произведению, которое мы изучаем с детьми можно найти диафильм, то я стараюсь подготовить на урок рабочий лист. Из диафильма я выбираю несколько картинок и располагаю их в таблицу (позднее перед уроком выстригаю эти картинки и перемешиваю)










Задания могут быть различные:

- Прочитать текст и расположить картинки в такой последовательности, как происходили события в произведении ( получается картинный план)

- Для 3-4 класса задание можно усложнить: расположи картинки в нужной последовательности , подбери название к каждой, используя предложения из текста. (получается картинный план + цитатный)

- Можно предложить интерпретировать (пересказать) текст по плану, который составлен на уроке, пользуясь картинным планом.

Что дают такие упражнения? 

Ориентация в содержании текста и понимании его целостного смысла, нахождение информации , уметь выделять в тексте главное, делить текст на смысловые части, систематизировать события, происходящие в тексте , составлять картинный план , интерпретация текста, с помощью картинного плана (3-4 кл)

Лайфхак №2  

Все мы знаем, как сложно приучить детей читать в каникулярное время. Мои ученики ведут Дневник читателя. Но многим это даётся без желания. Поэтому здесь тоже иду на маленькие «хитрости», придумывая различные мотивационные задания и конкурсы.

 "Шоколадное чтение". В своем сообществе делаю объявление.

 Объявляю конкурс!!!! Шоколадное чтение

"Сегодня первый день каникул! Как отдыхается? Удалось выспаться?
Напоминаю! Каникулы, как вы помните, должны провести с книгой.
 Сбегали в библиотеку? Выбрали самую интересную? 
А теперь бегите в магазин и покупайте самый вкусный шоколад!
 Зачем?
Чтобы принять участие в конкурсе "Шоколадное чтение"
Предлагаю сделать красивую обёртку для шоколадки и разместить на ней рисунок к литературному произведению, который вам больше всех запомнился.
Подробно)

1. Покупаете с родителями шоколадку и аккуратно снимаете с нее "родную" обертку.
2. По размерам "родной" обертки вы делаете заготовку из чистого листа (вырезаете часть листа нужного размера)
3. По мотивам книги разрабатываете свою обложку, оформляете ее так, чтобы при оборачивании шоколадки не искажался рисунок.
На лицевой части шоколадки должны быть
НАЗВАНИЕ шоколадки + рисунок (делаете рисунок самостоятельно!!!).
С обратной стороны шоколадки - автор обёртки, автор и название книги.
4. Фото с "новой" шоколадкой присылаете мне или размещаете в комментариях под этим постом. По рисунку я постараюсь отгадать произведение, которое вы прочитали. А компетентное жюри выберет самую красивую и яркую шоколадку.
Победитель получит от меня приз по литературному чтению)
5. После каникул вы приносите свою литературную шоколадку в класс и угощаете одноклассников.
Результат меня порадовал. Ребята с интересов включились в шоколадное чтение.

Вы спросите: что дают мне такие задания?

Рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка,  воспитание  любви, интереса к чтению, 

Дать возможность самостоятельно выбирать книги для чтения, развивать потребность в чтении 



Лайфхак №3

Что такое принт? Такой вопрос я задала детям перед тем, как познакомить их с новым заданием. Кто-то быстро ответил: «Рисунок на футболке», другой – «На кружке!» Значит знают. Как же это можно использовать на литературном чтение?  Предложите детям, вместо иллюстрации в тетради к прочитанному произведению, сделать принт.

После прочтения произведения (любого), предлагаю детям представить себя художником на кондитерской фабрике, куда поступил заказ – сделать обёртку к конфете по мотивам сказки «Пых» или любой другой… Или побывать в роли дизайнера одежды и сделать принт на модную одежду. 4 класс у меня выбрали футболки и толстовки, а тема была «Н. Кончаловская «Ледовое побоище» 

Идею я взяла у Селезнёвой Елены Васильевны, а рабочие листы делала сама. 







Принт к произведению Э. Успенского "Крокодил Гена и его друзья" 


Такие рабочие листы можно выдавать, как подготовка ДЗ, так и на уроке или как дополнительное задание, если ребенок справился с основным

Что дает нам такое задание? 

             Развитие умений  использования информации, выделенной из текста, для достижения разнообразных целей, решения поставленных задач с использованием или без использования дополнительных знаний, умение выделять главное, развитие креативного  мышления

 

Лайфхак №4

Редко сейчас найдёшь человека, который не имел бы странички в социальных сетях. И наши дети в этом деле преуспели, гораздо лучше, чем мы. А что бы это умение не направить на развитие читательской компетенции? Да, легко! Как сказали бы мои ученики.

Страничка литературного героя в социальных сетях. (идея Селезнёвой Елены Владимировна, рабочие листы мои).  Можно использовать для характеристики героя или отзыва о прочитанном произведении.




Давайте рассмотрим, что она (страничка) нам расскажет.

Фото- можно предложить нарисовать, можно распечатать варианты (в сети интернет найти)

Имя героя и Город (название произведения/автор)

Статус  - предлагаю ребятам выбрать подходящие для героя пословицы или поговорки. Подбираю сама (2-3 класс), 4 класс могут самостоятельно попробовать это сделать

Друзья – подумайте, с кем бы мог дружить герой? ( аватарки нарисуйте самостоятельно/ учитель предлагает картинки)

Фото – нарисовать сюжеты их произведения или из предложенных учителем картинок выбрать те, которые относятся к данному герою

Сообщение  - что бы вы спросили у героя, пожелали ему, какой бы дали совет и т.д.



Создание странички в ВК по произведению А.П. Гайдара "Тимур и его команда" 




   Для чего такие задания?

Осмыслить и оценить содержание и форму текста, развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений), умение давать характеристику героя , написание отзыва.

Лайфхак №5 

Кластер - объединение нескольких элементов, которые можно рассматривать как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами. 

Учимся с детьми составлять кластеры с 1 класса. 

Понравилось ребятам составлять кластер из "облака" слов/понятий. Тема" Литературное чтение". На доске облако понятий "признаки литературной сказки" и "признаки народной сказки" 

1. Проверка домашнего задания. Найти признаки народной сказки, доказать примерами из текста. 

Каждый признак определяют в один столбик. 

2. Постановка темы и цели урока. Посмотрите, какие понятия у нас остались в облаке слов? Относятся ли они к признакам народной сказки? Давайте из назовем. Читают, определяют во второй столбик. 

Как вы думаете, признаки какой сказки находятся во втором столбике? Чему будем учиться на уроке? Читаем признак и находим доказательство в тексте. 




Над чем работаем? 

Развитие критического мышления. 


Лайфхак№6 

Синквейн. Любят пчёлки их составлять. Сначала было сложно. Сейчас без проблем составляют на любую тему. 

 Памятка  «Как составить синквейн»



Вновь развиваем критическое мышление.

Русский язык, математика.

Лайфхак № 7

Лототрон.

Заглянем на урок русского языка во 2 класса 😉
✅Сегодня делюсь с коллегами новым #лайфхаком , как можно быстро проверить знания учащихся по изученному материалу и накопить оценки в журнале. Идею подсказала коллега, я только ее "модернизировала" .

✅А родителям, думаю, будет интересно посмотреть на детей на уроке.

🔖Мне понадобились: лототрон (заказала в онлайн-магазине), вопросы по теме и мои непоседливые пчелки🐝🐝🐝
До начала испытаний договариваюсь: "Ребята, сегодня вы можете получить 5, ответив всего на 5 вопросов по изученному материалу русского языка! Как? Вращаете лототрон, выбираете 5 вопросов и отвечаете.
⃣Ответили на 5, получили 5,
⃣на 4 - получили 4,
⃣на 3 - получили 3,
на 2 - двойки не ставлю🤣."
Примеры вопросов
❗Сколько букв и звуков в слове «яблоко»?
❗Сколько гласных букв и звуков в русском языке?
❗О каком звуке русского языка идет речь: он согласный, звонкий, всегда мягкий, непарный?
❗ О каком звуке русского языка идёт речь: он согласный, глухой, всегда твёрдый, парный?
❗ Какие буквы русского языка обозначают мягкость согласного звука?
❗Сколько букв и звуков в слове «сельдь»?
❗Как правильно перенести слово суббота?
❗Сколько слогов в слове трамвай? 

❗ Какие слова нельзя переносить?

❗Когда Я, Ю, Е, Ё обозначают два звука?
❗На какую букву не ставится ударение?
❗ Произнеси слова правильно: щавель, звонишь.
❗Дай характеристику предложению: Ребята, учите правило!
✅Ребятам играть на уроке понравилось.
Вопросы можно придумать на любую тему и по разным учебным предметам. Если ученик не отвечает на вопрос, то задание отправляется вновь в лототрон.


Устный счет на уроке математики в 4 классе.

  1. Какие ты знаешь виды треугольников?
  2. Какой треугольник называется равнобедренным?
  3. Какой треугольник называется равносторонним?
  4. Как найти скорость ?
  5. Как найти расстояние?
  6. Как найти время?
  7. Какое число надо уменьшить в 12 раз, чтобы получить 6? 7?
  8. В каком числе число 27 содержится 3 раза?
  9. Какое число надо вычесть из числа 184, чтобы получилось 125?
  10. Чему равно делимое. Если делитель 7, частное 12, остаток 4?
Лайфхак № 8
Изучаем виды морфем
❗❗❗Приставки, корни, суффиксы и окончания — вот все виды морфем, которые существуют в русском языке. У каждой из них есть свой специальный значок, который используется при разборе слова по составу.
✅Вчера для 4 класса подготовила игру. Материал и идею взяла у Елена Селезнева
✅Распечатала необходимые для игры страницы, заламинировала карточки. О, как я не люблю, выстригать!
✅Карточек с "корнями" сделала больше. Во 2 классе скоро аналогичная тема, будем учиться составлять однокоренные слова.
✅На уроке класс работал в группах.
Из предложенных морфем нужно было составить слова, какая группа больше.
Обе группы с задачей справились.
✅Плюсы пособия:
- карточки большие 👁👁
- большой выбор морфем (подобраны самые распространённые в начальной школе) 👍
- у окончаний имеется отметка, позволяющая определить часть речи: прямая линия - существительное, волнистая линия - прилагательное, две прямые линии - глагол. 👏
- можно прикрепить магнитную ленту и использовать, как демонстрационный материал📋
- можно использовать карточки во 2 и 3 классах "Копилочка суффиксов" , "Копилочка приставок" 👛
Минусы нет.
- для работы в группах ребятам не хватало окончаний (а, о, нулевого, у), суффиксов. Правда, можно сделать несколько копий нужной страницы.

🔖Работу продолжим на следующих уроках. Ребята будут учиться образовывать новые слова с помощью приставок, суффиксов, сложением основ, разбирать слова по составу и отличить форму слова от однокоренных слов.



Лайфхак № 9
‼Кроссенс - что это такое?
✅На урок литературного чтения во втором классе приготовила два задания.
✅Тема урока "Э. Успенский "Крокодил Гена и его друзья"
Составила головоломку, которая поможет ребят определить тему урока, вспомнить произведения Э.Успеского. А если они не знают таких героев, то будет повод познакомиться.
‼✅Кроссенс - это головоломка, которая представляет собой девять картинок, расположенных в табличке три на три. Это могут быть фотографии, рисунки или даже формулы и надписи. Разгадывающему предлагается найти ассоциативные связи между соседними картинками. 

✅Вот и пробовали второклассники найти связи/ассоциации. Трудно им пришлось. Долго решали, пришлось задать много вопросов/ подсказок. Но молодцы, старались! Уверена, следующий раз будет легче. Как у нас это происходило 
✅9 картинок связаны с произведениями Э.Успенского. Начали разбор с самых простых, которые точно знают. 
Вот с помощью таких заданий происходит развитие критического мышления. 🤔🤔🤔
☑Дальше читали первую главу произведения "Крокодил Гена и его друзья". Понимание прочитанного, определяли с помощью теста.
☑Вторую часть читать будут дома.
Принт - изображение, нанесенное определенным образом на ткань, бумагу или другую поверхность.
Идею взяла у Елены Селезневой .
Очень любят пчёлки эти задания. На футболке нужно было сделать принт с эпизодом из сказки, прочитанной на уроке. 

Конечно различных лайфхаков сейчас много можно найти в сети Интернет, какие –то из них подойдут для вас и вашего класса, что-то вы никогда не будете использовать. Но новые приёмы и методы нравятся детям, привлекают их внимание, заинтересовывают, а если учитель с детьми на одной ПРАВИЛЬНОЙ/ Читательской   волне, то это принесёт пользу. 

P/S: для друзей) мы не пропали! После рекомендации перейти на отечественные платформы, мы с пчёлками пока, поселились здесь https://vk.com/druzhnyyuley Будем рады вашим подпискам и комментариям. 
Материал в этот пост буду добавлять

10 комментариев:

  1. Ответы
    1. Добрый вечер, Ольга! Спасибо за пожелание! Вам хороших дней)

      Удалить
  2. Спасибо, что рассказали о своих Лайфхаках! Было интересно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Спасибо, что дочитали до конца) Формируем у детей функциональную грамотность!

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ольга Александровна, Пчёлки и все Глебовцы!
    Как давно не было от Вас вестей.
    Но теперь понимаю, что все были заняты научными разработками прекрасных учебных разработок.
    Да, всё новое - это хорошо забытое старое.
    И как прекрасно всё это воспринимается ребятами на уроках.
    Посмотрела видео - браво!
    Вот это настоящие эмоции.
    Сразу видно, что видео не постановочное, а обычный фрагмент урока.
    С удовольствием вспомнила школьные годы.
    Спасибо, Ольга Александровна, что делаете такие замечательные учебные пособия.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Вы правы, давно мы здесь не появлялись по ряду причин. А новости от нас теперь в ВК. Там у ДУ своя страничка. Хотя, здесь я чувствую себя комфортнее, чем соцсетях. Блогер стал "шалить". Все фото до декабря 2021 заблокированы, большая часть материала потеряна( Что будет дальше? Никто сказать точно не может , редактировать материал, нет времени, сил и желания. Поэтому перестраховываюсь)
      Материал о своем опыте работы публикую здесь, пусть будет копилочка)
      Надеюсь, что лайфхаки пригодятся коллегам. Но не хотелось бы, чтобы они его публиковали не от своего имени.
      Стараюсь, сейчас фрагменты уроков записывать. Иногда на уроках ребята так хорошо работают, что жалеешь, что не снимала. Да на таких занятиях и снимать некогда)

      Удалить
  4. Очень рада за Вас, Ольга Александровна! Отличные лайфхаки! И правильно, что Вы ими поделились!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Викторовна! Спасибо! Копилочку эту буду пополнять новыми лайфхаками)

      Удалить
  5. Здравствуйте, Ольга Александровна! Отличный пост!
    Очень понравилось "шоколадное чтение". Обязательно попробую! Остальные Ваши лайфхаки немножко модернизирую под себя!
    Идеи шикарные! Спасибо Вам огромное!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Конечно, каждый учитель делают все под себя и свой класс. Я тоже учитывала условия класса-комплекта и делала так, чтобы ребята могли работать самостоятельно с пользой для своих знаний, а я в это время трудилась с другим классом)

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!

Друзья! В комментарий можно вставить картинку, чтобы это сделать, используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...