Здравствуйте, дорогие читатели нашего блога! Сегодня рассказ пойдет о нашей экскурсии в школьный краеведческий музей. Надо сказать, что такие уроки у нас бывают очень часто! Хорошо, что в нашей школе находится краеведческий музей! О том, как он работает мы уже писали здесь. На уроках было интересно узнать "Как рубашка в поле выросла", о прошлом нашего края и о том, какие полезные ископаемые добывают на территории нашего поселения, узнали мы, как жили наши односельчане в годы Великой Отечественной войны, о работе пионерской дружины им. В. Терешковой, выполнили даже исследовательскую работу Раковская свистулька
Но сегодня мы говорили о русской избе.
Строительство избы начиналось с выбора места. Его выбирали на возвышенности, там, где ложились отдыхать домашние животные, где не была пролита кровь ни человека, ни животного.
Осенью, после уборки урожая, выбранное место окапывали по кругу, чтобы уберечь себя от нечистой силы. В середину круга сажали берёзку.
Это - БЕРЕГИНЯ,
Лес для избы рубили не где попало. Рубили в морозы, потому что дерево считалось в это время мёртвым; рубили, а не пилили: считалось, что выгоняли нечистую силу, и дерево лучше сохранится. Заготавливали деревья хвойных пород верхушками на восток.
После весеннего сева договаривались ставить сруб в один день. Для этого созывали всю деревню. Расплачивались пирогами и сытным ужином.
Когда был готов сруб, брали самое крепкое дерево и укладывали МАТИЦУ - это главная несущая балка, поддерживающая потолочный настил в деревянных постройках. С точки зрения строительства матица является основой конструкции верха жилища, поэтому считалось, что "худая матка всему дому смятка". В неё вбивали крюк, где впоследствии вешали люльку. Считалось, чем больше детей, тем богаче семья. Осыпание матицы зерном и хмелем приносило, по поверью, в дом богатство и плодородие. Гость, входящий в избу без приглашения хозяев не должен был переходить границу матицы.
Затем ставили крышу, вешали наличники (на лицо). В окна (очи) должно было заглядывать солнце.
Деревенская изба делилась на тёплую жилую часть и холодную (клеть) - место для хранения домашнего инвентаря.
Самой главной в избе была... отгадайте:
Печка занимала самое почётное место в доме. Она-то и дала название всей постройке - изба. Слово "изба" произошло от древнего "истба", "истопка"
Сложить хорошую печь - дело непростое. Сначала прямо на земле устанавливали небольшой деревянный сруб, служивший фундаментом печи. На него настилали доски и выкладывали на них днище печи - под, ровный, без наклона, иначе выпекаемый хлеб получится кособоким. Над подом из камня и глины сооружали свод печи. В старину избы топились по-черному - печь не имела трубы. Едкий дым уходил через отверстие в крыше. Хотя стены и потолок покрывались сажей, с этим приходилось мириться: кладка печи без трубы была дешевле, а сама печь требовала меньше дров. Оказывается, такие закопчённые стены дольше не гниют, изба могла служить сотни лет.
В печи готовили пищу: пекли пироги и хлеб, варили кашу, щи, тушили мясо, овощи. Кроме того, в печи сушили грибы, ягоды, рыбу. В печи даже мылись! На ней спали старики, а на пристроенном сбоку настиле - ПОЛАТЯХ - дети. Расположение печи определяло планировку всей жилой комнаты. Обычно печь ставили в углу справа или слева от входа.
Бабий кут. Кут - старинное название угла. Всё здесь было приспособлено для приготовления пищи. У печи стояли корчага, ухват, помело, деревянная лопатка. Рядом - ступа с пестом и ручная мельница (жернова). Ухватом стряпуха цепляла пузатые глиняные горшки и отправляла их в жар. В ступе она толкла зерно, очищая его от шелухи, а с помощью мельницы перемалывала в муку. Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник. В бабьем куту на полках размещалась нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки. Мастерил из дерева и глины сам хозяин избы.
Угол слева или справа от двери был рабочим местом хозяина дома - хозяйский кут. Здесь стояла лавка, на которой он спал. Под ней, в ящике, хранился инструмент. В свободное время крестьянин в своём углу занимался разными поделками и мелким ремонтом: плёл лапти и лукошки, резал ложки.
Кстати, а вы знаете, чем отличается лавка от скамьи? А пчёлки узнали! Оказывается, лавка - неподвижно укреплялась вдоль стены избы и чаще всего была лишена стоек, а скамья была снабжена ножками, её передвигали. Место на лавке считалось более престижным, чем на скамье; гость мог судить об отношении к нему хозяев, смотря по тому, куда его усаживали - на лавку или на скамью.
Вот сколько сегодня много интересного мы узнали!
Использовали материал: "Поурочные разработки по курсу окружающий мир" к УМК "Перспектива" 3 класс, Т.Н. Ситникова
Материалы школьного краеведческого музея на тему "Русская изба"
Но сегодня мы говорили о русской избе.
Строительство избы начиналось с выбора места. Его выбирали на возвышенности, там, где ложились отдыхать домашние животные, где не была пролита кровь ни человека, ни животного.
Осенью, после уборки урожая, выбранное место окапывали по кругу, чтобы уберечь себя от нечистой силы. В середину круга сажали берёзку.
картинку взяли здесь |
Лес для избы рубили не где попало. Рубили в морозы, потому что дерево считалось в это время мёртвым; рубили, а не пилили: считалось, что выгоняли нечистую силу, и дерево лучше сохранится. Заготавливали деревья хвойных пород верхушками на восток.
После весеннего сева договаривались ставить сруб в один день. Для этого созывали всю деревню. Расплачивались пирогами и сытным ужином.
МАТИЦА картинку взяли здесь |
Затем ставили крышу, вешали наличники (на лицо). В окна (очи) должно было заглядывать солнце.
Деревенская изба делилась на тёплую жилую часть и холодную (клеть) - место для хранения домашнего инвентаря.
Самой главной в избе была... отгадайте:
***
Летом спит,
Зимой ест;
Тело тепло,
А крови нет.
- Верно - это ПЕЧЬ!Печь с полати. Фото взяли здесь |
Печка занимала самое почётное место в доме. Она-то и дала название всей постройке - изба. Слово "изба" произошло от древнего "истба", "истопка"
Сложить хорошую печь - дело непростое. Сначала прямо на земле устанавливали небольшой деревянный сруб, служивший фундаментом печи. На него настилали доски и выкладывали на них днище печи - под, ровный, без наклона, иначе выпекаемый хлеб получится кособоким. Над подом из камня и глины сооружали свод печи. В старину избы топились по-черному - печь не имела трубы. Едкий дым уходил через отверстие в крыше. Хотя стены и потолок покрывались сажей, с этим приходилось мириться: кладка печи без трубы была дешевле, а сама печь требовала меньше дров. Оказывается, такие закопчённые стены дольше не гниют, изба могла служить сотни лет.
В печи готовили пищу: пекли пироги и хлеб, варили кашу, щи, тушили мясо, овощи. Кроме того, в печи сушили грибы, ягоды, рыбу. В печи даже мылись! На ней спали старики, а на пристроенном сбоку настиле - ПОЛАТЯХ - дети. Расположение печи определяло планировку всей жилой комнаты. Обычно печь ставили в углу справа или слева от входа.
Макет печи в нашем школьном музее |
Бабий кут. Кут - старинное название угла. Всё здесь было приспособлено для приготовления пищи. У печи стояли корчага, ухват, помело, деревянная лопатка. Рядом - ступа с пестом и ручная мельница (жернова). Ухватом стряпуха цепляла пузатые глиняные горшки и отправляла их в жар. В ступе она толкла зерно, очищая его от шелухи, а с помощью мельницы перемалывала в муку. Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник. В бабьем куту на полках размещалась нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки. Мастерил из дерева и глины сам хозяин избы.
Санька попробовал поработать ухватом |
Санёк испробовал жернова |
Ксюша села за прялку |
Юля любовалась вышивками глебовских мастериц |
Злате понравились кружева наших мастериц |
Лиза показывает вам вышивку на полотенцах, тоже работы наших бабушек и прабабушек |
Катюша заинтересовалась домотканной юбкой |
Ступа с пестом тоже в нашем музее хранятся |
Старинная стиральная машина |
Настоящий ткацкий стан, он рабочий, но никто его не может настроить, нет специалистов. |
Глиняная посуда из д. Раково и с. Щипачёво |
Угол слева или справа от двери был рабочим местом хозяина дома - хозяйский кут. Здесь стояла лавка, на которой он спал. Под ней, в ящике, хранился инструмент. В свободное время крестьянин в своём углу занимался разными поделками и мелким ремонтом: плёл лапти и лукошки, резал ложки.
Никитка попробовал посидеть за настоящим гончарным кругом |
Антон заинтересовался, как раньше ходили в лаптях |
Вот сколько сегодня много интересного мы узнали!
Использовали материал: "Поурочные разработки по курсу окружающий мир" к УМК "Перспектива" 3 класс, Т.Н. Ситникова
Материалы школьного краеведческого музея на тему "Русская изба"
Здравствуйте, Ольга Александровна! Зачиталась... Потрясающий материал! Уверена, что еще не раз к нему вернусь, спасибо! Очень и очень многого не знала, увы...
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Надежда Александровна! Спасибо за оценку! Когда начинаешь готовить экскурсию, всегда СТОЛЬКО всего нового узнаёшь! Я когда взялась быть руководителем школьного музея, не знала даже как многие экспонаты называются ;( Приходилось изучать музейное дело с самых азов :)
УдалитьЗдравствуйте,уважаемая Ольга Александровна! Какой замечательный рассказ о музее получился! какие удивительные экспонаты собраны под одной крышей. Помню, как в детстве помогала бабушке доставать из печки ухватом чугунки. А какие щи замечательные в ней получались! спасибо Вам за воспоминания!
ОтветитьУдалитьА вот про отличие лавки от скамьи не знала. Век живи-век учись!
Доброе утро, Наталия Львовна! О про ухват и чугунок, скажу, что здесь ух! какая сноровка нужна! А какая вкусная пшённая каша получается в русской печи! А если её ещё сверху яйцом залить! Нет слов!
УдалитьВот и ребятишки мои тоже сначала сказали, что лавка и скамейка ничем не отличаются, а потом прибежали в класс, начали четвероклассникам рассказывать, те только смеются:"Да нам в прошлом году Ольга Александровна это всё рассказывала!"
Ольга Александровна, подобные экскурсии очень важны для ребят. Очень хорошо, что Вы приобщаете их к родной культуре и традициям! С удовольствием прочитала Ваш пост!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Анна Владимировна! Спасибо за отзыв! А как же не рассказывать! Как же не знакомить! Не зря же говорится "Мира не узнаешь, не зная края своего"! Ребятам очень нравятся такие уроки!
УдалитьОльга Александровна, спасибо за познавательную экскурсию, очень интересно было узнать про лавку и скамью. Несколько лет назад я была в музее деревянного зодчества, так вот в одной избе экскурсовод говорила про скамью, в другой про лавку, а я даже не заметила разницы. Уверена, Ваши ребятишки уж точно не спутают
ОтветитьУдалитьДумаю, что запомнят разницу между лавкой и скамьёй! Здравствуйте, Анна Борисовна! Ну, у Вас опыт огромный в музейных делах! Сколько музеев Вы посетили! Позавидовать можно! Думаю, Вас трудно удивить!
УдалитьБлагодарю за визит, всегда рада Вашим отзывам!
Здравствуйте, Ольга Александровна! Смотрю фотографии и узнаю наше далекое Большеречье! В нашей Старине Сибирской очень похожие вещи в восстановленной русской избе. Можно 10 раз детям рассказать, показать картинки, но поймут они, как жили в стародавние времена, только попав в эту атмосферу, посидев за прялкой и гончарным кругом. Вашей школе можно позавидовать! В любое время готов материал для уроков краеведения!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ирина Петровна! Музей - огромный помощник в проведении уроков по краеведению и окружающему миру для нас учителей начальных классов. Моим ребятам можно сказать повезло, они ещё и посещают кружок "ЮДМ" (Юные друзья музея), где учатся вести экскурсии, собирать и исследовать материал. Сейчас готовим обзорную экскурсию по музею для ребят из детского сада :)
УдалитьЗдравствуйте, Ольга Александровна!
ОтветитьУдалитьКакое чудо есть Вашей школе!
Краеведческий музей - это так здорово! Какие интересные уроки Вы проводите в нём!! А ещё мне очень понравились экспонаты -такие колоритные, добротные!!!, да ещё ребятам разрешил их брать!
Покорили своей красотой кружева (моя слабость) и вышивки!
Огромное спасибо за содержательный рассказ и фотографии!
Здравствуйте, Ольга Николаевна! Мои девчата любят приходить на занятия кружка, открывать сундук (в нём хранятся все вышивки, кружева, полотенца, накидушки и мн.др.) и рассматривать работы бабушек, прабабушек! Восхищаться их мастерством!
УдалитьСпасибо за тёплые слова в наш адрес, нам очень приятно!
Ох, ка здорово в Вашем музее, Ольга Александровна! Вот ребятам повезло, я бы тоже с удовольствием с вами побывала на экскурсии. Спасибо!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Жанна Витальевна! Любят мои пчёлки бывать в нашем музее. Да и музею-то уж 1 июня этого года будет 36 лет! Экспонаты собирали ученики школы. Спасибо основателю музея, учителю истории Вороновой Зое Григорьевне. Это была её инициатива создать при школе краеведческий музей.
УдалитьДобрый вечер, Ольга Александровна! Да-а! Молодцы! Хорошая экскурсия! Я многого, оказывается, не знала! Тоже буду сюда наведываться. Интересный материал! Спасибо, Ольга Александровна!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Татьяна Михайловна! Рада, что наш материал Вам понравился и пригодится для работы. Очень приятно! Вот жду как мои пчёлки справятся с первой экскурсией, которую будут проводить сами :)
УдалитьЗдравствуйте,Ольга Александровна!Какое счастье,что школьные музеи ещё живы!Они наполнены колоритом,теплом рук человека,доступны и понятны.А ещё очень родные,ведь экспонаты пополняются неравнодушными людьми.Дорогие пчёлки,не оставайтесь в стороне.Может, в вашей семье есть что-то такое,чем гордиться может не только ваша семья.Как будет здорово,если семейную реликвию вы сфотографируете и напишите рассказ,и ваша работа пополнит фонды школьного музея.
ОтветитьУдалитьС уважением,Елена Анатольевна.
Добрый вечер, Елена Анатольевна! Музеи у нас живы во многих школах, надо сказать активно работают. А за идею семейных реликвий спасибо!!!! Не провести ли мне в школе конкурс по данной теме? Надо подумать:)
УдалитьНЕ сомневайтесь,Ольга Александровна,даже вас увлечёт такая работа.Ребята с семьями с удовольствием повествуют реликвиях.Я много раз проводила праздник "Моя родословная",когда результат в разы превосходил затраченных усилиях,а это и найденные родственники по всему земному шару,и познание истории семьи,и "открытие"заново тех же родителей,бабушек и дедушек.Удачи вам и вдохновения! Но пока,может быть,обойтись без конкурса,не у всех могут быть беспроигрышные артефакты .
ОтветитьУдалитьЕлена Анатольевнаю
Добрый вечер, Елена Анатольевна! Да меня уже давно такая работа увлекла :) В прошлом году сыну нужно было представить в университете родословную семьи, ух, как мы всей семьёй поработали!
УдалитьПро конкурс, может Вы и правы :) Будем думать!
Ольга Александровна,приношу свои извинения за опечатки и неверно использованные формы падежей.Подвела клавиатура старенького компьютера.Курсор перепрыгивает...Сейчас печатаю на другом и не будет недоразумений.
ОтветитьУдалитьКакие молодцы! Урок в музее - это очень актуально. Детишкам нужно знать историю родного края.
ОтветитьУдалитьДобрый вечер, Антонина Владимировна! Рады видеть Вас в нашем улье:) Спасибо за отзыв. Мы часто ходим в музей и каждый раз, когда ребята приходят, радуются и восхищаются всему , как будто впервые пришли :)
УдалитьИнтересно узнать, как работали за ткацким станом, посмотреть, как получается мука :) Юля П
ОтветитьУдалитьВот, Юленька, и мне интересно посмотреть саму работу на стане :) Надо будет посмотреть в Интернете. А муку? Можно самим попробовать сделать, главное пшеницы найти :) Остальное всё в музее имеется!
Удалить