картинку взяли здесь |
Буду разбираться. Занимаемся мы по программе Л.Ф. Климановой. В 1 и 2 классах учила давать устную оценку поступкам героев, характеристику героев, учила высказывать своё мнение, что понравилось в произведении, чему учит нас автор? Работая со мной, ребятишки рассуждают, не боятся высказать свою точку зрения, но самостоятельно работать могут не все. Во втором классе ребята пробовали давать характеристику в письменной форме. Класс-комплект, поэтому много говорить на эту тему на уроке нет времени, учу большую часть заданий выполнять письменно.
3 класс. Даётся определение понятия отзыв - мнение, суждение о прочитанной книге, содержащее оценку поступков и происходящих событий. Составляли с ребятами отзыв о прочитанном произведении Л. Каминского "Сочинение". Автор рабочей тетради Т. Коти предлагает ребятам и схему рассуждения. Даю эту схему и вам, может кому пригодится. Считаю её удобной, распечатала ребятам, так как нужны такие схемы часто на уроках литературного чтения.
Отзыв о прочитанном произведении
1. Автор________________
2. Название произведения _____________________
3. Жанр (стихи, рассказ, повесть, фантастика, сказки) ________________________
4. Основная тема произведения (о чём?) ____________________________
5. Какое впечатление произвело на нас прочитанное произведение?__________
6. Какие персонажи показались вам особенно интересными? Кто из героев понравился больше? Почему?_________________________________
7. Опишите запомнившийся эпизод, поступок героя, дайте ему оценку.______________
8. Есть ли среди героев произведения кто-то похожий на вас или ваших друзей?_________
9. Знаком ли вам автор произведения? Какие его книги вы знаете?_______________
Основные ошибки, которые допускают учащиеся:
1. Отвечают на вопросы одним словом. (Помните, ответы на вопросы должны быть развёрнутыми. Например: "5. В произведении Л. Каминского "Сочинение" наиболее интересным персонажем мне показалась Оля, потому что она не побоялась сказать Лене, что девочка пишет неправду о своей помощи маме."
2. В своих отзывах ребята стараются пересказать содержание произведения, не давая при этом оценок поступкам и словам главных героев.
3. На вопрос: "Какое впечатление произвело на нас прочитанное произведение?" некоторые ребята отвечают:" На меня произвело хорошее впечатление произведение" или "Мне понравился рассказ" А чем понравился? Почему понравился или не понравился? В отзывах не уточняется. Помним? Главный вопрос у нас ПОЧЕМУ?
В третьем же классе по программе идёт обучение писать отзыв книги о природе. Что даётся моим детям гораздо труднее.
Авторы учебника предлагают следующий план.
1. Название произведения.
2. Автор.
3. Главные герои (их описание, характер, поступки, речь).
4. Тема и основная мысль произведения.
5. Ваше впечатление от прочитанного произведения.
Ошибки аналогичные, что и в предыдущей работе. Но выявила ещё одну проблему: малый словарный запас у моих деточек: с трудом подбирают синонимы, используют художественные средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафоры, хотя в произведениях всё это находят и называют.
Но вернусь к 4 классу. В устной форме отзывы составляем почти на каждом уроке. Но когда дело доходит до индивидуальной работы, будто ничему и не учила. В этом классе Л.Ф Климанова даёт следующее определение: "Отзыв - это ТЕКСТ, в котором содержится оценка прочитанного произведения, выражено личное отношение к нему" Здесь уже ребята должны разбираться в видах текстов. А мы знаем три вида (всё у той же Климановой)
1. Текст - рассуждение включает мнение читателя о книге; доказательства справедливости этого мнения; оценку книги (вывод); рекомендации, советы.
картинку взяли здесь |
3. Текст - описание даёт характеристику внешнего вида книги, её оформления, иллюстраций.
Отзыв ребят может включать разные виды текстов. Используем памятку с характеристикой главного героя. В учебнике и в рабочей тетради даётся план работы над отзывом.
Ошибки:
1. Односложные ответы на вопросы.
2. Отзывы сводятся к пересказу произведения.
3. Нет подробной характеристики главного героя.
Из шести работ, которые сдали ребята хотела отметить два отзыва.
"Я недавно прочла книгу Г.-Х. Андерсена "Дикие лебеди" В сказке мне понравилась главная героиня - Элиза. Она была милая, добрая, вежливая, трудолюбивая, ответственная, доброжелательная. Основная мысль произведения Андерсена - взаимовыручка сестры и братьев. Элиза, спасая братьев, не пожалела своих красивых рук, шила им рубашки из жгучей крапивы. Делать ей это приходилось молча, не проронив ни слова, не отвечая на оскорбления окружающих людей, потому что она знала, что только она может помочь своим братьям. Они в свою очередь, когда Элизу хотели сжечь на костре, прилетели её спасать. Мне понравилась эта сказка, так как она учит нас любить и уважать своих родных и близких" Иванова Виктория.
"События, которые описываются в сказке происходят во время правления королей. Где в прекрасных замках живут короли и королевы, принцы и принцессы.
В сказке Г. - Х. Андерсена один из главных героев - король, который прислушивается только к своей жене. Она- мачеха, не любила его детей. У короля была дочь Элиза с открытой душой и добрым сердцем и одиннадцать сыновей, которых мачеха превратила в диких лебедей.
Главная мысль сказки заключается в том, что если ставишь перед собой цель, то нужно идти к ней, как бы не было трудно, не смотря на все препятствия.
Сказка заставляет нас задуматься о том, какие благородные поступки совершала эта хрупкая девушка, и что сделал бы в её ситуации я?
На протяжении всего чтения сказки, автор заставляет нас переживать, сочувствовать, удивляться. " Конанчук Захар.
Коллеги, а как Вы работаете над этой темой? Может у кого имеются свои "секретики"? Поделитесь, пожалуйста, опытом.
На эту же тему можно читать здесь
Здравствуйте, Ольга Александровна! Мне понравились рассказы Вики и Захара. Молодцы, ребята! Как интересно и подробно рассказали об этом. А вот пока есть "каникулы", может быть кто-то напишет свою сказку? Очень хотелось бы почитать ;)
ОтветитьУдалитьМне в начальной школе тоже нравилось писать отзывы обо всём. Только мне не хватало места в рабочей тетради, поэтому мы придумали такой вариант... "доклеивали странички". Полёт моей фантазии сдерживало только одно...я не любил писАть вручную. Сейчас, когда есть клавиатура, можно не отвлекаться на такую "мелочь", как вождение ручкой по листику. :))
Хотя сейчас я понимаю, как важно уметь красиво и понятно писАть, чтобы учителям было понятно, что написано в "гениальных сочинениях" :))
Здравствуй, Иван! Благодарю за оценку :) С сочинением сказок у нас проблемы ещё больше! Как-то с фантазии не хватает. Правда, Алёнка Колчина может насочинять и как ты всегда вклеивать листочки в тетрадь, да она любительница ещё иллюстрации к своим произведениям нарисовать, вот одна пока... Захар мог бы, но он, как и ты не любит писать. Даже по математике многозначные числа складывает, вычитает, делит, умножает в уме, а когда спрошу, как он считал, где доказательство, заулыбается...или сразу спросит: "Можно только ответ напишу?"
УдалитьПисать буду учить заново в следующем году, вместе с первоклассниками :D
Ольга Александровна, У Захара получилось очень "двоякое" прочтение :-O , как я понял из-за того, что "писАть не любит". Получился очень интересный переход мачеха - добиться цели - что делал бы я? :)) Нам то понятно, что имел в виду Захарка, но, если задуматься... ;) Может быть это заставит его пересмотреть свою "нелюбовь" к подробностям? :-bd
УдалитьПравильно, Иван, ты подметил. Нет конкретики в его отзыве. Сложилось такое впечатление, что хотел написать обо всём и сразу, а получилось, то что получилось :) будем работать, разбирать!
УдалитьОльга Александровна, здравствуйте!
ОтветитьУдалитьВы делаете хорошее дело: учите детей высказываться о книге. Это очень непросто.
Отзывы у меня 7-миклассники пишут просто безобразные. А здесь вполне приличные. Но самое важное для меня - показать свой отзыв. В Вашем случае я бы, например, написАла отзыв о другой сказке Г.Х. Андерсена, разместила бы в блоге. А ребята по модели учительской начинали творить своё.
Здравствуйте, Ольга Николаевна! Мнение учителя русского языка важно для меня. Спасибо за отзыв и науку!
УдалитьВ учебнике 4 класса размещён прекрасный отзыв К. Паустовского к произведению Андерсена. В классе с ребятами разобрали его, устно составили свои варианты отзывов.....
Может Вы и правы, что образец учителя нужен.
Здравствуйте, Ольга Александровна! Серьезную тему Вы затронули. Сама я с такими тетрадями не работала. Но предложенный план мне, собственно говоря, нравится. Писать отзывы нелегко и взрослому, а вот детворе и подавно. Но ничего, пусть учатся. Хотя мне порой кажется, что все одно к этому жилку особую иметь нужно. А односложные ответы, как мне кажется, это вообще беда всех поколений. Ведь еще нас в школе учили правильно отвечать. Мне вот с третьим классом трудновато, а малышики уже радуют порой красивыми ответами. Хоть и напоминать постоянно о том приходится.
ОтветитьУдалитьДобрый день, Надежда Александровна! Учиться выполнять подобные виды работ необходимо. У нас это прописано в программных требованиях. Да и в основной школе я думаю, обязательно им эти умения пригодятся. Очень сложно приучить отвечать полным, развёрнутым ответом. Но у меня для ребят существует фраза, которая им напоминает, что они ответили не так я требую. Если ребёнок ответил односложно на вопрос, всегда говорю:"Я ничего не слышу? Повторите, пожалуйста!" Сразу начинают"Я думаю, что...."или "Я считаю, что...."
УдалитьОльга Александровна, очень важно, когда учитель видит проблему, пытается ее решить, ищет положительный омыт.. "Пять" Вам за это. Но, на мой взгляд, дорогая Ольга Александровна. Пока родитель не присоединится к этой работе (совместное семейное чтение, разбор, анализ, вопросы - ответы), толку будет мало. Помню, как с Людмилкой от корочки до корочки разбирала каждое произведение, которое нужно было прочитать на каникулах, к урокам. А некоторые ребятишки приходили к ней и просто слушали краткий пересказ, не читали они вовсе! Что напишут?
ОтветитьУдалитьБлагое дело Вы делаете, нужное!
Мне понравился совет Ольги Николаевны, я тоже часто ребятишкам пример подаю, потом спорим, осуждаем
Здравствуйте, Анна Борисовна! Спасибо за оценку :) Соглашусь с Вашим мнением о родителях. У кого дома мама с папой читают книги, те ребятишки и легче справляются с такими заданиями. А есть и смешные случаи. Нужно было привести примеры сказок братьев Гримм и к одной из сказок написать отзыв. Вы знаете, какие сказки написали? "Гадкий утёнок", "Снежная королева". Когда спросила, сам делал или родители помогали? Ребёночек с гордостью сказал: "С мамой весь вечер писали!" Отлично, что с мамой, но....
УдалитьЗдравствуйте, Ольга Александровна! Писать отзывы на произведение нелегко, особенно таким малышам. Мы вот второй год учимся, а все равно у некоторых получается пересказ :) Я обычно на уроке зачитываю наиболее удачные отзывы детей и разбираю их вместе с детьми. И неудачные - так же. Тут дети всегда активнее работают, ошибки им легче разбирать, чем видеть, что именно получилось. Обязательно использую взаимооценку, это помогает разобраться, что же такое отзыв и каким критериям он должен соответствовать. Можно вот здесь посмотреть, как у нас проходит эта работа http://bukvo4egka.blogspot.ru/2015/02/blog-post_38.html.
ОтветитьУдалитьА Вам и Вашим детям желаю удачи в освоении такого увлекательного дела - размышления над книгой :) Молодцы, ребята!
Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна! Спасибо за отзыв. Мне Ваше мнение очень важно, т.к. знаю, сколько внимания Вы уделяете детскому чтению. Часто заглядываю в Ваш блог, учусь :) Но ссылка, которую вы дали, ведёт к несуществующей странице :( Спасибо за пожелание! А мы Вас хотим поздравить! Вы оставили в нашем улье 1000-й комментарий!
УдалитьВот это да! Я рада, что стала автором 1000-ого комментария!!! Пусть в Вашем блоге прибавляются заинтересованные и внимательные читатели, Ольга Александровна!
УдалитьА ссылку проверила, у меня все нормально :(
Может, еще раз:
Путешествие Голубой стрелы подошло к концу... Мы как раз там учимся не только писать отзывы, но и комментировать работу друг друга :)
Теперь всё работает, Эльвира Ульфатовна! Заглянула к Вам в гости! Интересно! Взяла на заметку само- и взаимооценку. Надо попробовать с пчёлками. Вот, век живи - век учись! Ребята сами комментируют! Мои не все умеют! Показать в школе, как это делать, не получится :( Фильтры на ноутбуках стоят.
УдалитьЗдравствуйте, Ольга Александровна! У меня в школе такой плохой интернет, что что-либо показать тоже проблематично. А комментарии мы учимся писать в классе - на листе и ручкой. Потом дети набирают их дома. Я раздаю отзывы друг другу (планирую, чтобы не было взаимного комментирования "ты мне - я тебе") и пошла работа :)
УдалитьКак Вы всё отработали! Очень интересно, Эльвира Ульфатовна! У нас проблема зарегистрироваться в Гугле :( Родители не хотят, дети не могут :( Хотя иногда под Анонимом пишут комментарии :)
УдалитьОльга Александровна,разрешите Ваши рекомендации применить в работе с классом?
ОтветитьУдалитьС уважением.Елена Анатольевна.
Доброе утро, Елена Анатольевна! Буду рада, если материал пригодится в работе Вам и ребятам!
Удалить