картинку взяли здесь |
Думаю данная информация будет полезна коллегам, т.к. сама столкнулась с проблемой: а на какой документ нужно ориентироваться, выставляя оценку ученику? Давно в начальных классах не было нормативных документов.
На курсах рекомендовали пользоваться "Методическим письмом «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» Руководитель Департамента общего среднего образования М.Р. Леонтьева. (19.11.1998 г.).
Но, а как же программа? Были расхождения.
Здесь пришлось немного потрудиться. Изучив программу УМК "Перспектива", выписав все требования, у меня получился вот такой документ "Нормы оценок в начальной школе" . Проект этого документа был рассмотрен на РМО учителей начальных классов и благополучно принят для работы в нашем районе.
Для родителей хотелось бы уточнить, что учитель выставляет оценку ученику,согласно НОРМАМ, а не за красивые глазки или "Да мы же всё сделали!" Вопрос: "Как сделали?"
Нормы оценок по предметам.
С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится четырехбальная система цифровых оценок (отметок). Отменяется оценка "очень плохо" (отметка "1"). Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка "очень плохо" может быть приравнена к оценке "плохо". Отменяется оценка "посредственно" и вводится оценка "удовлетворительно".
Оценка
|
Требования
|
Кол-во ошибок
|
5 («отлично»)
|
уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; логичность и полнота изложения
|
Не более 1 недочёта
|
4 («хорошо»)
|
уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;
|
|
3 («удовлетворительно»)
|
достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
|
|
2 («плохо»)
|
уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
|
|
Оценка "за общее впечатление от письменной работы"
Вводится оценка "за общее впечатление от письменной работы". Сущность ее состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформление и д.р.). Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится.
Таким образом, в тетрадь (и в дневник) учитель выставляет две отметки (например, 5/3): за правильность выполнения учебной задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от работы (отметка в знаменателе). Снижение отметки "за общее впечатление от работы" допускается, если:
- в работе имеется не менее 2 неаккуратных исправлений;
- работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс, неоправданных сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки.
Данная позиция учителя в оценочной деятельности позволит более объективно оценивать результаты обучения и "развести" ответы на вопросы: "Чего достиг ученик в освоении предметных знаний?" и "Каково его прилежание и старание?"
На РМО учителей начальных классов было решено, что данная оценка ставится по усмотрению учителя.Данная позиция учителя в оценочной деятельности позволит более объективно оценивать результаты обучения и "развести" ответы на вопросы: "Чего достиг ученик в освоении предметных знаний?" и "Каково его прилежание и старание?"
Но я своим ученикам ставлю эту оценку. С первого класса приучила к стрелкам Цукермана.
УМК «Перспектива»
Вид работы
|
1 класс
|
2 класс
|
3 класс
|
4 класс
|
Списывание
|
-
|
40-50 слов
|
65-70 слов
|
80-90 слов
|
Диктант
|
12-15 слов
|
30-40 слов
|
55-60 слов
|
70-80 слов
|
Словарные
диктанты
|
-
|
8-10
слов
|
10-12
слов
|
12-15
слов
|
Изложение
|
-
|
40-55 слов
|
60-70 слов
|
75 – 85
слов
|
Сочинения
|
2-3
предложения по опорным словам, на определённую тему.
|
2-3
предложения на заданную тему.
|
60-70 слов
|
75 – 85
слов
|
Нормы техники чтения
Схема учета навыка чтения в 1-м классе: способ чтения; темп
чтения, при котором осознает текст; чтение без ошибок; осознанность чтения;
общая оценка.
Схема учета навыка чтения во 2-4-м классах: темп чтения,
при котором осознает основную мысль текста; чтение без ошибок; ответы по
содержанию текста; выразительность чтения (подготовленного заранее); общая
оценка.
Для определения
качества сформированности грамотности чтения необходимо:
1) оценить
по двухбалльной шкале выразительность, осознанность и способ чтения школьников,
2)
суммировать баллы, 3) результат разделить на максимальное количество и умножить
на 100,
4) по
необходимости можно перевести результаты в пятибалльную шкалу.
Например,
при оценивании выразительности чтения баллы ставятся таким образом:
- выделение ключевых слов - правильно, во всех
предложениях –2 балла,
- частично или с ошибкой – 1 балл,
- неверно или не выделяет – 0 баллов
- интонирование предложений - правильно, с передачей
настроения – 2 балла,
- частично или с ошибкой – 1 балл,
- неверно или не интонирует – 0
баллов;
при
оценивании осознанности чтения баллы ставятся:
- выделение главной мысли - верное и чётко
сформулированное – 2 б,
- частично или с ошибкой – 1 б,
- неверно или не выделяет – 0 б;
- ответы на вопросы - полные и правильные – 2 б,
- расплывчатые или с ошибкой – 1 б,
- неверные или отсутствуют – 0 б;
- составление вопросов, схем - правильно и чётко – 2 б,
- нечётко или с ошибкой – 1 б,
- неверно или отсутствие – 0 б;
- выражение своего отношения - искренне, мотивированно – 2
б,
- расплывчато, формально, непонятно
– 1 б,
- отсутствие, отказ – 0 б,
при
оценивании способа чтения – словами, группами слов или предложениями – 2
б,
- слогами,
плавно – 1 б,
- слогами,
«отрывно» – 0 б.
Максимальное
количество баллов – 14. Допускается дополнительный балл за безошибочное чтение.
Таблица
перевода процентного показателя в пятибалльную оценочную шкалу:
13 -14 (15) баллов (86 -100%) – «5»
10 -12 баллов (71 – 85%) – «4»
8 -10 баллов (51 – 70%) – «3»
До 7 баллов (менее50%) – «2»
Затем
подсчитывается количество учащихся, набравших более 70%.
Виды ошибок
и темп чтения отслеживается с целью обнаружения изменений и положительной
динамики.
Все эти данные фиксируются в Карте сформированности навыков грамотного чтения
Скажу сразу, что темп чтения проверяю ежемесячно (для себя, ученика и родителей), а вот проверку техники чтения провожу 3 раза в год (в начале года, в конце I полугодия и в конце учебного года)
Нормы темпа чтения в
начальной школе по программе УМК «Перспектива»
Класс
|
Темп чтения
|
1 класс
|
- осознание общего смысла
читаемого текста при темпе чтения не менее слов 30-40слов в минуту (на конец года); понимание значения
отдельных слов и предложений;
|
2 класс
|
осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе
чтения вслух не менее 50-60 слов в
минуту (на конец года);
|
3 класс
|
при темпе чтения не менее 70-
80 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту (про себя);
|
4 класс
|
достижение
осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 80-90 слов в минуту (вслух)
и 115-120 слов в минуту (про себя);
|
По предметам: окружающий мир, ИЗО, технология, физическая культура, музыка, информатика, а так же оценка различных видов деятельности учащихся по предметам можно посмотреть в документе
Добрый вечер, Ольга Александровна! Вы уже включились в учебный процесс. :) Посмотрела Карту сформированности, интересно. А у меня для каждого ребенка индивидуальные карты достижений, где фиксирую уровень освоения учебного материала по математике, русскому, чтению.
ОтветитьУдалитьНадежда Александровна, вот хотела все каникулы ничего не делать - не получается :) Данную карту нам посоветовали в КОИРО, конечно, в методических рекомендациях 98 г. такой оценки нет, но по ФГОС сказали необходимо так оценивать технику чтения, печально, что темп и ошибки не включаются в оценку, сейчас главное - понимание. Читают мои ПЛОХО! Ошибок при чтении делают много! Проблема класса-комплекта, а может моя? :(
УдалитьВ портфолио тоже вписываю результаты каждого ученика. Но с удовольствием Ваши листы достижений посмотрела бы :)
Сейчас сброшу на почту. 2 и 4 класс немного отличаются. Орфограммы разные. :)
УдалитьОльга Александровна, спасибо. Я думаю Вашими рекомендациями воспользуются многие коллеги Знаю, что и наши учителя долго обсуждали критерии оценивания
ОтветитьУдалитьДобрый вечер, Анна Борисовна! Проблема норм оценок встала, как перешли на ФГОС, учим по-новому, методы, технологии - новые, а оценивание - 90-х годов. Сейчас будем продумывать систему оценивания, т.е разрабатывать контрольные работы с учетом кодификаторов и спецификации. Много нормативной документации необходимо будет принять на уровне школы. Сложно :( Побывала на семинаре. Придётся посидеть :)
УдалитьЗдесь ещё важно знать программные требования к УМК, по которому работает учитель. Нам легче, почти весь район работаем по Перспективе.
Добрый вечер.У меня первый класс и я работаю по УМК "Перспектива".Тоже класс-комлект. Славо богу читать научились.Но многие еще читают плохо.Я не достигла ещё желаемого результата.Хотя каждый день работаем. Я бы тоже хотела посмотреть листы достижения.sagirova1972@mail.ru А Вам большое спасибо за ваш труд.
ОтветитьУдалить