воскресенье, 10 января 2016 г.

Нормы оценок в начальной школе (УМК "Перспектива")

картинку взяли здесь
   Здравствуйте, дорогие читатели блога, родители! 
  Думаю данная информация будет полезна коллегам, т.к. сама столкнулась с проблемой: а на какой документ нужно ориентироваться, выставляя оценку ученику? Давно в начальных классах не было нормативных документов.
На курсах рекомендовали пользоваться "Методическим письмом «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» Руководитель Департамента общего среднего образования М.Р. Леонтьева. (19.11.1998 г.). 
Но, а как же программа? Были расхождения.
Здесь пришлось немного потрудиться. Изучив программу УМК "Перспектива", выписав все требования, у меня получился вот такой документ "Нормы оценок в начальной школе" . Проект этого документа был рассмотрен на РМО учителей начальных классов и благополучно принят для работы в нашем районе.
Для родителей хотелось бы уточнить, что учитель выставляет оценку ученику,согласно НОРМАМ, а не за красивые глазки или "Да мы же всё сделали!" Вопрос: "Как сделали?"

Нормы оценок по предметам.

С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится четырехбальная система цифровых оценок (отметок). Отменяется оценка "очень плохо" (отметка "1"). Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка "очень плохо" может быть приравнена к оценке "плохо". Отменяется оценка "посредственно" и вводится оценка "удовлетворительно".

Оценка
Требования
Кол-во ошибок
5 («отлично»)
уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; логичность и полнота изложения
Не более 1 недочёта
4 («хорошо»)
уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;
  • Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу;
  • не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу;
3 («удовлетворительно»)
достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
  • не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу;
  • не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу;
2 («плохо»)
уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
  • наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу;
  • более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу;

Оценка "за общее впечатление от письменной работы"

Вводится оценка "за общее впечатление от письменной работы". Сущность ее состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформление и д.р.). Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится.
Таким образом, в тетрадь (и в дневник) учитель выставляет две отметки (например, 5/3): за правильность выполнения учебной задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от работы (отметка в знаменателе). Снижение отметки "за общее впечатление от работы" допускается, если:
- в работе имеется не менее 2 неаккуратных исправлений;
- работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс, неоправданных сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки.
Данная позиция учителя в оценочной деятельности позволит более объективно оценивать результаты обучения и "развести" ответы на вопросы: "Чего достиг ученик в освоении предметных знаний?" и "Каково его прилежание и старание?"
   На РМО учителей начальных классов было решено, что данная оценка ставится по усмотрению учителя.
Но я своим ученикам ставлю эту оценку. С первого класса приучила к стрелкам Цукермана. 
УМК «Перспектива»
Вид работы
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Списывание
-
40-50 слов
65-70 слов
80-90 слов
Диктант
12-15 слов
30-40 слов
55-60 слов
70-80 слов
Словарные диктанты
-
8-10 слов
10-12 слов
12-15 слов
Изложение
-
40-55 слов
60-70 слов
75 – 85 слов
Сочинения
2-3 предложения по опорным словам, на определённую тему.
2-3 предложения на заданную тему.
60-70 слов
75 – 85 слов

Нормы техники чтения
  Схема учета навыка чтения в 1-м классе: способ чтения; темп чтения, при котором осознает текст; чтение без ошибок; осознанность чтения; общая оценка.
  Схема учета навыка чтения во 2-4-м классах: темп чтения, при котором осознает основную мысль текста; чтение без ошибок; ответы по содержанию текста; выразительность чтения (подготовленного заранее); общая оценка.
Для определения качества сформированности грамотности чтения необходимо:
1) оценить по двухбалльной шкале выразительность, осознанность и способ чтения школьников,
2) суммировать баллы, 3) результат разделить на максимальное количество и умножить на 100,
4) по необходимости можно перевести результаты в пятибалльную шкалу.
Например, при оценивании выразительности чтения баллы ставятся таким образом:
  • выделение ключевых слов - правильно, во всех предложениях –2 балла,
- частично или с ошибкой – 1 балл,
- неверно или не выделяет – 0 баллов
  • интонирование предложений - правильно, с передачей настроения – 2 балла,
- частично или с ошибкой – 1 балл,
- неверно или не интонирует – 0 баллов;
при оценивании осознанности чтения баллы ставятся:
  • выделение главной мысли - верное и чётко сформулированное – 2 б,
- частично или с ошибкой – 1 б,
- неверно или не выделяет – 0 б;
  • ответы на вопросы - полные и правильные – 2 б,
- расплывчатые или с ошибкой – 1 б,
- неверные или отсутствуют – 0 б;
  • составление вопросов, схем - правильно и чётко – 2 б,
- нечётко или с ошибкой – 1 б,
- неверно или отсутствие – 0 б;
  • выражение своего отношения - искренне, мотивированно – 2 б,
- расплывчато, формально, непонятно – 1 б,
- отсутствие, отказ – 0 б,

при оценивании способа чтения – словами, группами слов или предложениями – 2 б,
- слогами, плавно – 1 б,
- слогами, «отрывно» – 0 б.
Максимальное количество баллов – 14. Допускается дополнительный балл за безошибочное чтение.
Таблица перевода процентного показателя в пятибалльную оценочную шкалу:
13 -14 (15) баллов (86 -100%) – «5»
10 -12 баллов (71 – 85%) – «4»
8 -10 баллов (51 – 70%) – «3»
До 7 баллов (менее50%) – «2»
Затем подсчитывается количество учащихся, набравших более 70%.

   Виды ошибок и темп чтения отслеживается с целью обнаружения изменений и положительной динамики. 
Скажу сразу, что темп чтения проверяю ежемесячно (для себя, ученика и родителей), а вот проверку техники чтения провожу 3 раза в год (в начале года, в конце I полугодия и в конце учебного года)
Нормы темпа чтения в начальной школе по программе УМК «Перспектива»
Класс
Темп чтения
1 класс
- осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее слов 30-40слов в минуту (на конец года); понимание значения отдельных слов и предложений;

2 класс
осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 50-60 слов в минуту (на конец года);
3 класс
при темпе чтения не менее 70- 80 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту (про себя);
4 класс
достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 80-90 слов в минуту (вслух) и 115-120 слов в минуту (про себя);
По предметам: окружающий мир, ИЗО, технология, физическая культура, музыка, информатика, а так же оценка различных видов деятельности учащихся по предметам можно посмотреть в документе 

5 комментариев:

  1. Добрый вечер, Ольга Александровна! Вы уже включились в учебный процесс. :) Посмотрела Карту сформированности, интересно. А у меня для каждого ребенка индивидуальные карты достижений, где фиксирую уровень освоения учебного материала по математике, русскому, чтению.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежда Александровна, вот хотела все каникулы ничего не делать - не получается :) Данную карту нам посоветовали в КОИРО, конечно, в методических рекомендациях 98 г. такой оценки нет, но по ФГОС сказали необходимо так оценивать технику чтения, печально, что темп и ошибки не включаются в оценку, сейчас главное - понимание. Читают мои ПЛОХО! Ошибок при чтении делают много! Проблема класса-комплекта, а может моя? :(
      В портфолио тоже вписываю результаты каждого ученика. Но с удовольствием Ваши листы достижений посмотрела бы :)

      Удалить
    2. Сейчас сброшу на почту. 2 и 4 класс немного отличаются. Орфограммы разные. :)

      Удалить
  2. Ольга Александровна, спасибо. Я думаю Вашими рекомендациями воспользуются многие коллеги Знаю, что и наши учителя долго обсуждали критерии оценивания

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Анна Борисовна! Проблема норм оценок встала, как перешли на ФГОС, учим по-новому, методы, технологии - новые, а оценивание - 90-х годов. Сейчас будем продумывать систему оценивания, т.е разрабатывать контрольные работы с учетом кодификаторов и спецификации. Много нормативной документации необходимо будет принять на уровне школы. Сложно :( Побывала на семинаре. Придётся посидеть :)
      Здесь ещё важно знать программные требования к УМК, по которому работает учитель. Нам легче, почти весь район работаем по Перспективе.

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!

Друзья! В комментарий можно вставить картинку, чтобы это сделать, используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...