воскресенье, 26 августа 2018 г.

Августовская конференция работников образования Костромской области. Тематическая секция "Управление реализацией ФГОС ОО в условиях малокомплектной школы"

Здравствуйте, дорогие читатели и гости блога "Дружный улей".  Второй год удаётся побывать на Областной конференции работников образования. В прошлом году наша школа представляла муниципальную площадку на конференции (об этом  рассказывала здесь). В этом году мне, как руководителю РМО учителей начальных классов, удалось побывать на заседании тематической секции " Управление реализации ФГОС ОО в условиях малокомплектной школы".
На заседании присутствовали директора  таких школ, работники методических служб.
Программа секции


Время
Тема
Выступающий (ФИО, должность, образовательное учреждение
10.00-10.10
Управление реализацией ФГОС ОО в условиях малокомплектной школы.
Гольцова Алла Александровна, ст. преподаватель кафедры управления и экономики образования ОГБОУ ДПО «КОИРО»
10.10-10.22
Система методического сопровождения малокомплектных школ на уровне муниципалитета. Нормативно-правовая база организации методической работы в школе.
Румянцева Лариса Юрьевна, заведующий ​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​районным методическим кабинетом Управления образованием администрации Буйского муниципального района
10.23-10.35
Организация методической работы в условиях малокомплектной школы.
Румянцева Татьяна Валентиновна, директор МОУ Дьяконовской ООШ Буйского муниципального района
10.36-10.46
Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС в условиях малокомплектной школы.
Гольцова Алла Александровна, ст. преподаватель кафедры управления и экономики образования ОГБОУ ДПО «КОИРО»
10.47-11.02
Технологическая карта урока в малокомплектной школе.
Перкова Татьяна Анатольевна, руководитель методического совета, Ликургская ООШ Буйского муниципального района
11.03-11.18
Работа в технологии уровневого обучения в условиях малокомплектной школы.
Селезнева Ольга Евгеньевна, директор, Ликургская ООШ Буйского муниципального района
11.19-11.31
Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы в условиях малокомплектной школы
Яблокова Людмила Витальевна учитель русского языка и литературы МОУ Дьяконовской ООШ Буйского муниципального района
11.32-11.47
Внутренняя система оценки качества образования в условиях малокомплектной школы.
Селезнева Наталья Игоревна, директор, учитель русского языка, математики Заболотская ООШ Шарьинского муниципального района
11.48-12.02
Формирующее оценивание в разновозрастных классах.
Шелепова Галина Павловна, учитель начальных классов, Воробьева С.Г. учитель начальных классов, Заболотская ООШ Шарьинского муниципального района
12.03-12.15
Повышение качества образования через использование современных педагогических и образовательных технологий, методов и приёмов.
Ясакова Надежда Николаевна, учитель биологии, ОБЖ, физкультуры, Заболотская ООШ Шарьинского муниципального района
12.16-12.28
Инструменты самоанализа и самооценки образовательных результатов.
Румянцева Лидия Семеновна, учитель математики МОУ Дьяконовской ООШ Буйского муниципального района
12.30-12.50
Круглый стол. Обмен мнениями.
Гольцова Алла Александровна, ст. преподаватель кафедры управления и экономики образования ОГБОУ ДПО «КОИРО»
Темы заседания меня привлекли. Знаю, как сложно работать по новым стандартам в классе-комплекте на личном опыте. Но ожидания... читайте дальше. 
Работу площадки начала Гольцова Алла Александровна, ст. преподаватель кафедры управления и экономики образования ОГБОУ ДПО «КОИРО». Она рассказал, что три школы региона участвуют в межрегиональной инновационной площадке «Апробация комплексной модели управления реализацией федерального государственного образовательного стандарта общего образования в условиях малокомплектной школы в муниципальном образовании». 
Она отметила, что появление малокомплектных школ связано в большей степени с экономической проблемой. 
Особенности работы в таких школа:
- особый коллектив учащихся (отсутствие параллельных классов, малая наполняемость, разновозрастные классы-комплекты, преобладание мальчиков или девочек и др.)
- малые педагогические коллективы (один учитель ведёт несколько предметов). От себя добавлю, не разрешают  брать на постоянную работу учителей, на селе  14 учеников на 1 учителя. (отразится на зарплате).
особенности формирования родительских коллективов (своеобразие образовательного уровня, принадлежность одному производству, повышенная трудовая занятость, особые взаимоотношения)
При введении ФГОС  в малокомплектных школах выявились следующие проблемы:
-  внедрение сельскими учителями новых педагогических технологий. Учителя работают по традиционной системе: не хватает методической помощи, обмена опыта, а иногда и желания.
- формирование УУД (некоторые методы, формы и приёмы работы не приемлемы для классов- комплектов) 
Румянцева Лариса Юрьевна, заведующий районным МК Управления образования администрации Буйского района, рассказала о работе в данном проекте. В Буйском муниципальном районе 11 школа, одна школа городская, остальные десять малокомплектные. Две школы района участники инновационной площадки и одна из Шарьиского района. 
На сайте проекта можно найти всю нормативную базу, виды и формы работы. Но у меня доступа у этому сайту  нет (нужно разрешение), поэтому даю ссылка на сайт МОУ Лигурской ООШ, участника площадки.
Учитель этой школы, Перкова Татьяна Анатольевна рассказала о технологических картах к урокам для классов комплектов. Жаль, что слайды шли быстро, время выступления участникам было отведено слишком маленькое. Хотела сфотографировать, но рассказчики стояли к экрану так, что не всё читалось и можно было рассмотреть. Или это из-за неопытности, или специально? 
Но это единственный учитель, поделившийся материалом. Татьяна Анатольевна составила Алгоритм составления технологической карты в совмещённых классах:
1. Продумать деятельность учащихся каждого класса и деятельность учителя в каждом классе на каждом этапе урока.
2. Просчитать временные интервалы на выполнение заданий учащимися и работой учителя.
3. Предусмотреть возможные отклонения от плана, приготовив дополнительные дидактические материалы, задания или инструкции.
4. Учесть создание наиболее комфортных условий для детей разных классов (чтобы дети разных классов в работе не мешали друг другу).
5. Постараться использовать принцип педагогизации учебного процесса и делегирование функций обучения старшим или наиболее сильным учащимся. 
6. Разработать Маршрутные листы для учащихся согласно технологической карте урока.
7. Приготовить шаблоны для само и взаимопроверки заданий. 
8. Приготовить критерии оценки заданий.

Схема технологической карты для класса-комплекта.
Этапы урока
Деятельность учителя с учащимися ___ класса
Деятельность учащихся ____класса
Деятельность учителя с учащимися ___класса
Деятельность учащихся ___ класса
1.                  Этапа
Организационный момент.
Актуализация.
Определение темы.




2-ой этап.
Целеполагание




3-й этап.
Первичное усвоение.
Первичное осмысление и применение знаний.




4-й этап.
Итоги занятия.




5-й этап.
Рефлекция.




6-й этап.
Домашнее задание.




Технологическая карта урока в малокомплектной школе включает все блоки, что для отдельного класса, но имеет особенности, связанные со спецификой проведения урока в совмещённых классах. 
В таких картах нужно учесть:
1. Деятельность учащихся каждого класса и деятельность учителя с каждым классом и на каждом этапе урока.
2. Предусмотреть возможные отклонения от плана (бывает, что ребята не успевают выполнить задание или наоборот, слишком быстра справятся с упражнением).
Заинтересовал меня рассказ о технологии разноуровневого обучения в условиях малокомплектной школы. Здесь большая нагрузка на учителя, мало того, что мы продумываем сразу два урока, здесь ещё нужно разработать задания разного уровня сложности, но такая технология позволяет проводить индивидуальную работу. 
Мысли вслух! Что дала секция?
1. Рада, что наконец-то в регионе началась работа по сбору и систематизации методического материала для малокомплектных школ. Может будут курсы? 
2. Из-за ограниченного времени для выступления, не было возможности вести диалог с коллегами, которые делились опытом.
3. Было очень много теории, хотя выступали учителя, участники площадки. Может было нужно больше делиться опытом? Показать фрагменты видеоуроков, может с нами (слушателями) провести урок, не хватило МНЕ практики. 
4. Какая школа всё же является малокомплектной? Удивило, что в одной их Шарьинский школ обучается 12 учеников (с 1-7 кл), а учителей - 5!!! Почему? Откуда финансирование? Почему другие две школы-участницы инновационной площадки  так и не сказали, сколько в ОО учеников? 
5. Буду ждать сборника с материалами школ, которые работали в этой инновационной площадке, обещали в ноябре - декабре этого года выпустить. Обещаний увидеть все материалы: шаблоны мониторингов, листы самооценки, шаблоны технологических карт, Маршрутные листы, нормативную базу и многие другое -   в этом пособии, было много. Жду) 

11 комментариев:

  1. Здравствуйте, Ольга Александровна! Вот и начались рабочие заботы, размышления, раздумья... Какая насыщенная программа конференции! Конечно, работа учителей малокомплектных школ отличается от работы учителей школ обычных, общеобразовательных. Думаю, вам гораздо труднее! Попробуй, продумай ход урока и задания для разновозрастных детей! И мысли Ваши вслух вполне объяснимы!
    Да! Ну, вот, можно уже и пожелания с началом учебного года писать! Желаю Вам, Ольга Александровна, получать удовольствие и радость от работы! Это очень важно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна Николаевна! Как же не размышлять? Каждый вечер сидишь и думаешь, как построить урок, чтобы соответствовал ФГОС? Хочется помощи, а её пока не видно(
      Спасибо, Татьяна Николаевна, за пожелания)

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ольга Александровна! Я тоже была участником городского августовского педсовета. В первый день проводила секцию сама, теории-совсем чуть-чуть, а дальше всё из опыта работы коллег.
    А во второй день была на пленарном заседании во вновь открывающейся школе. Вот где простор (и место и оборудование). Загляните в блог ТШБ https://bibliotula.blogspot.com/2018/08/blog-post_25.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Викторовна! Представляю, как это ответственно самой выступать! Обязательно "сбегаю" по ссылочке, спасибо)

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ольга Александровна!
    Может быть я что-то НЕ понимаю, но мне кажется, что работать в маленькой школе намного интереснее, чем в большой. В маленьких школах учителя более свободны и у них больше возможностей "для фантазии". Учитель сам разрабатывает урок, программу, в зависимости от усваимости программы определяет сложность подачи материала. И, всё-таки, больше уделяет времени каждому ученику.
    Минусом я считаю именно отсутствие современного оснащения (как пример - отсутствие высокоскоростного интернета) и отсутствие возможности обмена опытом.
    А также материальное обеспечение. Маленькие школы порой держатся только на энтузиазме учителей и помощи родителей.
    И правда, были бы курсы для учителей малокомплектных школ... да не такие, которые проводятся "для галочки", а настоящие, полезные.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Ирина Валерьевна! Конечно, фантазий у меня много) И любой урок могу придумать, НО... Дети должны "соответствовать ФГОС", уметь ставить цели, добиваться поставленных задач, работать в группах и т.д. Ученик должен научиться и получить возможность научиться... стандарт для всех один. Да наши дети лучше умеют работать самостоятельно, по алгоритму, инструкции (вижу из открытых уроков), но трудно нам даётся развитие устной речи(((
      Материальное оснащение? Думаю, не во всех городских школах имеется ИД, система опроса и т.д., а у нас дети умеют этим даже пользоваться) Да Интернет подводит(((
      Ну про нашу работу Вы лучше знаете, мы у Вас на глазах)))

      Удалить
  4. Очень жаль, что не всегда удается найти ответы на все вопросы. Но все же, хорошо, что в таком формате есть возможность обмениваться опытом с коллегами. У нас только стартуют такие мероприятия

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Удалось пообщаться с коллегами из своего района, узнать, как они начинают новый учебный год))) Пусть мероприятия пройдут с пользой!

      Удалить
  5. Здравствуйте, Ольга Александровна!
    Когда такие совещания-встречи отлично подготовлены, то не всегда и ответы есть на все вопросы, ведь... не ждём же мы лёгких путей!))))) Самое главное, что должно вновь зажечься желание творить, выдумывать, участвовать...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Лилия Павловна! На работу секции поехала, чтобы узнать что-то новое. Раньше на курсах, когда задавали вопросы про классы - комплекты, методисты говорили общие фразы. Здесь видно, что работа началась, наметились пути решения проблем. Уже радует)

      Удалить
  6. Ольга Александровна, я тоже не люблю, когда на семинарах о конференциях слышу в докладе сплошную теорию. Ведь на практике и опыте коллег интереснее знакомиться с чем-то новым!

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!

Друзья! В комментарий можно вставить картинку, чтобы это сделать, используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...