Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели и гости блога! В 2019 году нас ждут изменения в ФГОС НОО. Что будет нового? К чему готовиться учителям?
Изучила документы, которые я нашла в электронном приложении "Справочник заместителя директора школы", сделала выводы. Конечно я выбрала для себя только то, что касается начальной школы. Основное звено не "трогала".
Нам предлагают ПРОЕКТ ФГОС НОО, обсуждение его прошло в апреле. Сейчас ждут принятия.
Главные отличия обновлённого ФГОС НОО:
1. Конкретизированы требования к предметным результатам по годам обучения для промежуточной аттестации;
2.Появились предметы, на которых можно реализовывать модульное обучение (при этом школа сама решает, когда реализовывать модуль);
3. Обновили личностные и метапредметные результаты.
Предметы, для которых прописали требования к образовательным результатам по годам обучения.
1. Русский язык
2. Математика
3. Окружающий мир
4. Литературное чтение
5. Иностранный язык.
Изучила эти документы. Скажу сразу, стало понятно чему я должна научить ребёнка в 1 классе по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру.
Приведу пример (думаю права не нарушу?)
Так по каждому классу и предмету. Согласитесь удобно?
С такими требования легче составлять КИМы. Видно, какие упражнения нужно включить в контрольную работу, чтобы проверить умения обучающихся.
По русскому языку для себя сразу сделал таблицу. Мне лично не хватало этих цифр. В прошлых стандартах были прописаны не по всем классам.
Приведу пример:
На данный момент в обновлённом ФГОС нет требований к результатам по годам обучения для трёх предметов в начальной школе: родной язык, литературное чтение на родном языке и ОРКСЭ. Школьники изучают эти предметы и проходят аттестацию по ним, так как они входят в перечень образовательных предметов.
Требования к результатам 4 предметов разбили не по годам, а разделили на тематические модули. Это предметы: изобразительное искусство, технология, музыка, физическая культура.
Что нового в УУД?
Личностные результаты. Главное чему нужно научить школьников - оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей в соответствии с морально-этическими ценностями (интересно, они будут прописаны?).
В ООП НОО необходимо будет внести ещё изменения:
1. Будет одна новая Программа воспитания вместо двух старых - Программы духовно-нравственного развития и воспитания и Программы формирования экологической культуры и ЗОЖ.
2. Новая Программа воспитания должна быть составлена с учётом новых требований к личностным образовательным результатам школьников.
В обновлённом ФГОС НОО необходимо будет оценивать метапредметные результаты на промежуточной аттестации (не реже чем раз в год). Но снова проблема - нет разбивки метапредметных результатов по годам освоения ООП . Школе необходимо создать рабочую группу педагогов, которые и займутся этой работой. Но я так поняла, что можно обратиться за помощью и в региональные центры оценки качества образования.
Метапредметные результаты - это проектная деятельность, способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи. Как это оценивать? Разбивать? Вот и работки нам подкинут.
Изучила документы, которые я нашла в электронном приложении "Справочник заместителя директора школы", сделала выводы. Конечно я выбрала для себя только то, что касается начальной школы. Основное звено не "трогала".
Нам предлагают ПРОЕКТ ФГОС НОО, обсуждение его прошло в апреле. Сейчас ждут принятия.
Главные отличия обновлённого ФГОС НОО:
1. Конкретизированы требования к предметным результатам по годам обучения для промежуточной аттестации;
2.Появились предметы, на которых можно реализовывать модульное обучение (при этом школа сама решает, когда реализовывать модуль);
3. Обновили личностные и метапредметные результаты.
Предметы, для которых прописали требования к образовательным результатам по годам обучения.
1. Русский язык
2. Математика
3. Окружающий мир
4. Литературное чтение
5. Иностранный язык.
Изучила эти документы. Скажу сразу, стало понятно чему я должна научить ребёнка в 1 классе по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру.
Приведу пример (думаю права не нарушу?)
Предметные
результаты изучения
учебного
предмета «Математика»
Первый
год обучения
Какие умения нужно сформировать:
– Читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0
до 20;
– Пересчитывать различные объекты, устанавливать порядковый
номер объекта;
– Производить счет двойками, пятерками; осуществлять
разбиение четного числа в пределах 20 пополам;
– Находить числа, большие/меньшие данного числа на заданное
число, выполнять разностное сравнение чисел;
– Выполнять арифметические действия сложения и вычитания, в
том числе с применением переместительного свойства сложения (в пределах 20 —
устно и письменно);
– Называть и различать компоненты и результаты действий
сложения (слагаемые, сумма) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность);
знать взаимосвязь компонентов и результатов действий сложения и вычитания;
– Знать и понимать переместительное свойство сложения;
– Находить неизвестный компонент сложения;
– Решать текстовые задачи в одно действие на сложение и
вычитание: выделять условие и требование (вопрос), устанавливать зависимости
между данными и искомой величиной, моделировать условие и решение (используя
предметную модель, рисунок), записывать решение (в виде арифметического
действия) и ответ;
– Сравнивать объекты по длине, устанавливая между ними
соотношение длиннее/короче (выше/ниже, шире/уже); выполнять разностное
сравнение длин (больше/меньше на);
– Знать и использовать единицы длины: сантиметр, дециметр и
соотношение между ними;
– Выполнять измерение длин реальных объектов с помощью линейки,
сравнивать длины реальных объектов с помощью некоторой мерки;
– Различать, называть геометрические фигуры: точку, прямую,
отрезок, треугольник, прямоугольник (квадрат), круг; куб и шар;
– Устанавливать между объектами соотношения: слева/справа,
дальше/ближе, между, перед/за, над/под; различать право и лево с точки зрения
другого человека, понимать связь между объектом и его отражением;
– На нелинованной бумаге – изображать от руки и с помощью
инструментов треугольник, многоугольник, круг, чертить отрезок заданной длины;
на клетчатой бумаге – чертить квадрат, копировать изображения, составленные из
точек и отрезков;
– Группировать (классифицировать) объекты по заданному
признаку; находить и называть примеры закономерностей в ряду объектов
повседневной жизни;
– Различать строки и столбцы таблицы, вносить данное в
ячейку таблицы, извлекать данное из таблицы;
– Дополнять рисунок, схему числовыми данными;
– Выполнять простейшие алгоритмы, связанные с вычислениями,
измерением длины, построением геометрических фигур.
Так по каждому классу и предмету. Согласитесь удобно?
С такими требования легче составлять КИМы. Видно, какие упражнения нужно включить в контрольную работу, чтобы проверить умения обучающихся.
По русскому языку для себя сразу сделал таблицу. Мне лично не хватало этих цифр. В прошлых стандартах были прописаны не по всем классам.
Русский
язык
Класс
|
Списывание
|
Изложения
|
Диктанты
|
Речь
|
1 класс
|
правильно списывать (без пропусков
и искажений букв) слова и предложения, текст объемом не более 20 слов
|
-
|
писать под диктовку (без пропусков и искажений букв)
слова, предложения из 3–5 слов, тексты объемом не более 20 слов, правописание которых не расходится с
произношением.
|
устно составлять текст из 2–4
предложений по сюжетным картинкам и наблюдениям
|
2 класс
|
правильно списывать (без пропусков
и искажений букв) слова и предложения, текст объемом не более 40 слов
|
писать подробное изложение (по
вопросам) повествовательного текста (20–30 слов)
|
писать под диктовку (без пропусков
и искажений букв) слова, предложения, тексты объемом не более 45 слов с
учетом изученных правил правописания
|
строить устное монологическое
высказывание (2–4 предложения на определенную тему, по наблюдениям)
|
3 класс
|
правильно списывать слова,
предложения, текст объемом не более 65 слов
|
писать подробное изложение по
заданному или коллективно составленному плану (40-50 слов)
|
писать под диктовку текст объемом
не более 60 слов с учетом изученных правил правописания
|
строить устное диалогическое и монологическое высказывание
(3–5 предложений на определенную тему, по наблюдениям);
– создавать небольшие устные и письменные тексты (2–4
предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность,
отказ, с использованием норм речевого этикета
|
4 класс
|
правильно списывать текст объемом
не более 80 слов
|
писать подробное изложение (50–60
слов)
|
писать под диктовку тексты объемом
не более 80 слов с учетом изученных правил правописания
|
создавать
небольшие устные и письменные тексты (3–5 предложений) для конкретной
ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки, объявления);
–
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4–6 предложений),
соблюдая нормы русского литературного языка в собственной речи (в объеме
изученного), оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;
|
Литературное чтение.
Технику чтения мы проверяем по этим требованиям. Темп чтения не оценивали, так и конкретных норм не было. Мы пользовались нормами, которые приняли на районном МО учителей начальных классов. В обновлённом ФГОС НОО даны нормы темпа, способа чтения, подробно прописаны требования к литературному чтению обучающихся по классам.Приведу пример:
Предметные
результаты изучения
учебного предмета «Литературное чтение»
учебного предмета «Литературное чтение»
Первый
год обучения
Какие умения нужно сформировать:
–
Читать вслух (использовать слоговое плавное чтение с переходом на чтение
словами без пропусков и перестановок букв и слогов) в темпе не менее 20 слов в
минуту (без отметочного оценивания), читать осознанно, с соблюдением
орфоэпических и интонационных норм (в том числе при чтении наизусть);
–
Понимать содержание прослушанного/прочитанного текста;
–
Различать и называть отдельные жанры фольклора (потешки, считалки, загадки,
народные сказки) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы,
стихотворения);
–
Определять последовательность событий в произведении; характеризовать поступки
героя, давать им положительную или отрицательную оценку; различать прозаическую
и стихотворную речь; осознанно применять изученные литературные понятия для
беседы о произведении;
–
Отвечать на вопросы о впечатлении от произведения или составлять высказывание о
содержании произведения (не менее 2 предложений); подтверждать ответ примерами
из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведения;
–
Пересказывать содержание произведения с соблюдением последовательности событий,
с опорой на предложенные ключевые слова, вопросы, рисунки, предложенный план;
сочинять небольшие тесты по предложенному началу;
–
Объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря.
Для себя составила таблицу.
Темп и способ чтения по классам.
Класс
|
Темп
и способ чтения
|
1
класс
|
Читать
вслух (использовать слоговое плавное чтение с переходом на чтение словами без
пропусков и перестановок букв и слогов) в темпе не менее 20 слов в минуту (без отметочного
оценивания)
|
2
класс
|
Читать
вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов в темпе не менее 40 слов в минуту (без отметочного
оценивания)
|
3
класс
|
Читать
осознанно про себя и вслух целыми словами с переходом на чтение группами слов
без пропусков и перестановок букв и слогов в темпе не менее 60 слов в минуту (без
отметочного оценивания)
|
4
класс
|
Читать
осознанно про себя, используя технику автоматизированного чтения, и вслух
группами слов без пропусков и перестановок букв и слогов, в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания)
|
***
После принятия документов в ОО необходимо будет переделать ООП и рабочие программы для НОО с учётом новых требований к предметным результатам. На данный момент в обновлённом ФГОС нет требований к результатам по годам обучения для трёх предметов в начальной школе: родной язык, литературное чтение на родном языке и ОРКСЭ. Школьники изучают эти предметы и проходят аттестацию по ним, так как они входят в перечень образовательных предметов.
Требования к результатам 4 предметов разбили не по годам, а разделили на тематические модули. Это предметы: изобразительное искусство, технология, музыка, физическая культура.
Что нового в УУД?
Личностные результаты. Главное чему нужно научить школьников - оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей в соответствии с морально-этическими ценностями (интересно, они будут прописаны?).
Примеры личностных результатов учеников начальной школы.
Новый перечень УУД начальной школы
- Познавательные
- Регулятивные
- Коммуникативные
- Умение работать с информацией (нов.)
- Умение участвовать в совместной деятельности (нов.)
В ООП НОО необходимо будет внести ещё изменения:
1. Будет одна новая Программа воспитания вместо двух старых - Программы духовно-нравственного развития и воспитания и Программы формирования экологической культуры и ЗОЖ.
2. Новая Программа воспитания должна быть составлена с учётом новых требований к личностным образовательным результатам школьников.
В обновлённом ФГОС НОО необходимо будет оценивать метапредметные результаты на промежуточной аттестации (не реже чем раз в год). Но снова проблема - нет разбивки метапредметных результатов по годам освоения ООП . Школе необходимо создать рабочую группу педагогов, которые и займутся этой работой. Но я так поняла, что можно обратиться за помощью и в региональные центры оценки качества образования.
Метапредметные результаты - это проектная деятельность, способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи. Как это оценивать? Разбивать? Вот и работки нам подкинут.
Здравствуйте, Ольга Александровна!
ОтветитьУдалитьВы уже соскучились по работе! Новый ФГОС... Вроде, все толково и правильно. В общем, мы так и работаем. Все знакомо. А новшества... Ну, что ж, принимаем! Время покажет!
Спасибо Вам за информацию!
Здравствуйте, Татьяна Николаевна! По работе я скучаю, особенно по своим пчёлкам) Некоторых за лето не видела. Интересно, какие они стали?
УдалитьДа и мы так и работаем. Только прошли проверку, все документы довели "до ума", КИМы составили, а сейчас опять вносить изменения. Пугают метапредметные результаты, как правильно всё сделать?
Не хватает в обновлённом ФГОС норм оценивания различных видов работ. Пользуемся ещё документом 1993 г. Принимали свой документ на районном МО. Но хочется конкретики от Министерства Просвещения.
Здравствуйте, Ольга Александровна, Вы уже в работе? А я всё никак не заставлю себя, хотя мысли уже роятся. Спасибо за обзор. Ждём новой работы))
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Надежда Владимировна! В работе) Готовлюсь к районному МО учителей начальных классов.Разбираюсь с обновленными ФГОС, с ЕФОМами, новой аттестацией.
УдалитьМы уже тоже знакомимся и изучаем. Вы правы, Ольга Александровна, удобно. Но вот в среднем звене таких отзывов от коллег еще не слышала. Пока только активизировались учителя начальных классов
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Анна Борисовна! Мне кажется, что начальные классы дольше работают по ФГОС, они с "кухней" стандартов знакомы лучше), а вот учителя среднего звена ещё не привыкли к новым ФГОС, а уже обновление)
Удалить